Можно сколько угодно говорить: - халва-халва, но сладко во рту не будет. Старинная пословица идеально подходит к сегодняшней ситуации с кадровым голодом в стране. Я конкретно говорю про индустрию гостеприимства, хотя проблема во многих отраслях народного хозяйства примерно одинакова.

Про катастрофу с персоналом в отрасли общественного питания сегодня можно услышать на всех ресторанных форумах и прочитать во всех профессиональных медиа. Владельцы ресторанных групп, собственники кафе и баров заламывают руки и при каждом новом открытии переманивают персонал друг у друга более высокими зарплатами. При этом никто, к огромному сожалению, не предлагает никаких реальных мер для решения проблемы по существу.

Не скажу, что кадровой катастрофы в нашей отрасли можно было избежать, но ее точно можно и нужно было предвидеть. И делать в уже кажущемся далеким 2020-м году. Тогда, в пик пандемии ковида, принималось решение о закрытии всех ресторанов. Закрывали на неделю-другую, а затянулось все на три долгих месяца. Как результат, отрасль общественного питания оказалась одной из самых пострадавших – большое количество поваров и менеджеров ушли в доставку, фабрики-кухни, магазины с кулинарией. Все это работало, не закрывалось и там хорошо платили. После открытия ресторанов летом того же года значительная часть ушедших не вернулась – еще целый год в ресторанах действовали серьезные ограничения и без конца циркулировали слухи о новых закрытиях. Люди хотели работать в местах, где все стабильно.

В 2022 году в стране начался бум внутреннего туризма. Свою лепту внесли сложности с получением шенгенских виз, логистические проблемы, резкий рост стоимости билетов за рубеж. Правительство начало мотивировать людей путешествовать по России, вводя туристические кэшбеки и субсидированные авиарейсы. Стал реализовываться национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», главным направлением которого является строительство и реконструкция новых отелей и санаториев, разработка и реализация мастер-планов туристических территорий и инвестирование в создание туристической инфраструктуры. Авторы национального проекта планируют создать в туристической отрасли России 4,7 млн рабочих мест к 2030-му году. На мой взгляд, вероятность того, что эти места останутся вакантными, очень высока. К огромному сожалению, национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» решения кадрового вопроса не предлагает.

Помимо постковидного фактора есть, конечно же, еще ряд причин, по которым отрасль гостеприимства кадрово оголилась. Прежде всего, это демографическая яма, к которой привели непростые 1990-е годы. Есть и другие причины - часть персонала попряталась от повесток, а падение курса рубля привело к тому, что рабочей силе из бывших советских республик стало невыгодно работать в нашей стране. На фоне туристического бума, строительства новых отелей и ресторанов количество персонала реально стало меньше. И, увы, к огромному сожалению, система образования не перестроилась, как это было в 1990-е годы. Тогда на сломе эпох многие институты начали выпускать крайне востребованных специалистов – экономистов, маркетологов, юристов. Сегодня, когда стране очень нужны специалисты для отрасли гостеприимства, их продолжают готовить в тех же учебных заведениях, что и 10 лет назад.

И вот здесь, в системе образования требуются серьезные изменения.
Считаю важным в рамках действующего национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» создать блок по подготовке кадров, предусмотрев в нем следующее:

1. Продумать корректировку приема в колледжи, готовящих поваров, поставив во главу угла не средний балл и не оценки на вступительных экзаменах, а любовь (как это не возвышенно звучит) и стремление работать на кухне. Как это продумать и применить на практике, - вопрос к специалистам Министерства образования. Сегодня многие ребята, особенно из села, хотят работать поварами, но не всегда могут из-за своих порою невысоких оценок поступить в соответствующий колледж. Им нужно помочь реализоваться в профессии. Для повара умение работать на кухне важнее оценки по физике.

2. В ряде Университетов и Академий создать факультеты и колледжи гостеприимства. Например, известно, что каждый год в период навигации огромное количество поваров и менеджеров уходят из ресторанов и нанимаются на работу на морские и речные суда, серьезно оголяя сухопутный общепит. Считаю, что в так называемых Водных академиях в обязательном порядке должны быть подразделения, которые готовят поваров (коков) и иной обслуживающих туристов персонал.

Подобные подразделения надо создавать в железнодорожных институтах, ведь почти в каждом поезде сегодня есть вагон-ресторан.

3. Важно оказать поддержку уже существующим учебным заведениям, где готовят персонал для индустрии гостеприимства. Увеличить бюджетный прием для государственных учреждений, ввести налоговые льготы для негосударственных.

4. К образовательному процессу в обязательном порядке привлекать практикующих специалистов – шефов и управляющих действующих ресторанов. Они как никто другие знакомы со спецификой работы.

5. Восстановить систему профессиональной ориентации для школьников, чтобы ребята уже в старших классах могли осваивать профессию повара под руководством опытных наставников.

Ну и конечно же необходима популяризация профессии. Многое в этом направлении уже делается – телевизионные программы «Повара на колесах», «Поедим – поедим» помогают продвижению профессий. Таких программ должно быть больше.

Все вышесказанное безусловно даст результаты. Пусть не завтра и не послезавтра. Но в течение 3-4 лет ситуацию можно будет исправить. Ведь туристический бум в России — это не однолетняя вспышка! Это навсегда. Наша страна богата туристическими маршрутами и красивыми местами. И мы должны сделать все, чтобы наши соотечественники путешествовали по России с комфортом, вкусно ели в ресторанах и получали идеальный сервис в отелях.