1. Не виновен!

С совладельца «Юлмарта» Дмитрия Костыгина сняли обвинение в мошенничестве. Как пишет «Ъ» со ссылкой на адвоката бизнесмена Константина Добрынина, следствие признало отсутствие в действиях бизнесмена признаков мошенничества в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). При этом следователь дважды отправлял дело прокурору для утверждения обвинительного заключения, и оба раза прокуратура не усматривала в действиях Дмитрия Костыгина состава преступления по данной статье. Теперь следователи считают, что в действиях бизнесмена могут содержаться признаки преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 165 УК РФ (причинение ущерба без признаков мошенничества). Такую позицию следствия адвокат назвал абсурдной. «Данное преступление относится к компетенции следственных органов МВД, — добавил он. — Следственным органам давно пора перестать злоупотреблять правом, фактически участвуя в огромном корпоративном споре, и дело прекратить».
Напомним, что уголовное дело против Дмитрия Костыгина связано с предоставленным «Юлмарту» в 2016 году кредитом Сбербанка на 1 млрд рублей. В банке посчитали, что Дмитрий Костыгин предоставил заведомо ложные сведения о финансовом состоянии компании, и подали заявление с просьбой возбудить уголовное дело.

Видеоинтервью Дмитрия Костыгина можно посмотреть здесь.




2. За СТМ Wildberries ответит «Василиса»

Крупнейший онлайн-ретейлер России Wildberries полностью перевел производство товаров под собственными торговыми марками (СТМ) на отдельную компанию — ООО «Василиса». Как сообщил «Ъ», компания была зарегистрирована 22 января. Ей передали функции подразделения, ранее занимавшегося производством одежды и текстильных изделий. В будущем ретейлер планирует полностью отказаться от участия в производстве товаров под СТМ.
«Внутри компании были определены цели и вектор развития, в которые не входит развитие СТМ (за последние 3 года их доля в обороте снизилась с 1 до 0,2%). Именно по этим причинам производство выведено из деятельности компании. В планах — полностью отказаться от участия компании в производстве данных брендов», — указали в Wildberries.
Напомним, что Wildberries начал выпускать товары под собственными марками около 10 лет назад — после того, как компания столкнулась с дефицитом отдельных товаров и категорий. В пресс-службе ретейлера отметили, что сейчас идея собственных производств исчерпала себя. С помощью отказа от непрофильной деятельности в компании планируют сфокусироваться на основном бизнесе.


Как Wildberries делает 13 тыс. фото в день, читайте здесь.




3. Новая сеть «Спортмастера»

Один из крупнейших в России спортивных ретейлеров — «Спортмастер» — запустит новую сеть мультибрендовых магазинов обуви Urban Vibes. Об этом сообщили «Ведомости» со ссылкой на консультантов по торговой недвижимости и представителей одного из конкурентов «Спортмастера» на рынке. По их данным, в ассортимент новой сети войдет продукция Nike, Adidas, Puma, Skechers, Ellesse, Asics и Fila. Первая точка откроется примерно через месяц на втором этаже торгово-развлекательного центра Columbus. Ранее на этом месте располагался магазин Under Armour площадью 400 м2, но в конце 2019 года торговые точки сети в стране стали закрываться. «Спортмастер» откроет на этом месте два магазина — монобрендовый Skechers (ретейлер развивает эту сеть по франшизе) и мультибрендовый Urban Vibes. Управляющий делами «Спортмастера» Сергей Агибалов подтвердил планы по открытию магазина, отказавшись от дальнейших комментариев. Будущее открытие точки также подтвердил коммерческий директор Columbus Максим Лепендин. Один из консультантов на рынке рассказал, что «Спортмастер» рассчитывает занять места всех магазинов Under Armour более чем в 10 крупнейших торговых центрах России.
Напомним, что сеть спортивных магазинов «Спортмастер» работает с 1992 года и объединяет 495 магазинов в России, Белоруссии, на Украине, в Казахстане и Китае. Кроме того, ретейлер развивает собственную сеть Demix (16 магазинов) и по франшизе управляет магазинами Columbia и Skechers. В 2019 году «Спортмастер» вышел на рынки Польши и Дании. Весной 2020 года компания рассчитывает начать работать в Узбекистане.

Топ-10 спортивных магазинов России можно посмотреть здесь.




4. Все дело в скорости
Сеть бургерных «Мираторга» «Бургер & Фрайс» с 5 февраля приостановила сотрудничество с сервисами доставки готовой еды Delivery Club и «Яндекс.Еда» из-за низкого качества обслуживания с их стороны, говорится в пресс-релизе компании. В «Мираторге» заявили, что провели внутреннее исследование и контрольные закупки, которые показали, что из-за неудовлетворительных условий и скорости доставки бургеры теряют свои потребительские свойства. В компании указали, что в процессе доставки страдают свежесть и внешний вид бургеров, например, за 30-60 минут доставки булочка перестает быть хрустящей. В «Мираторге» пояснили, что проведут серию встреч с партнерами для поиска способов улучшения качества сервиса. В случае, если такие решения найдутся, компания возобновит сотрудничество с Delivery Club и «Яндекс.Едой». В Delivery Club рассказали, что до утра 5 февраля от «Бургер & Фрайс» не поступало претензий. «Более того, мы не видим для них никаких оснований: время доставки — управляемый параметр», — указал представитель компании в беседе с «Ведомостями». В «Яндекс.Еде» решение «Мираторга» также назвали полной неожиданностью, отметив, что контрагент никогда не поднимал тему скорости доставки.

Как будет меняться рынок доставки еды, читайте здесь




 5. «Красный Яр» теперь «Рядом»

ГК «Красный Яр» купила красноярскую сеть магазинов «Рядом». Предметом сделки стал бренд и права аренды магазинов. Торговые точки интегрированы в ГК «Красный Яр» и продолжат работу под существующим брендом.
Магазины «Рядом» представляют собой мини-маркеты площадью 100-150 м2. В торговых точках сети работают собственные пекарни с кофе и зоны перекуса, а в ассортимент входит большое количество фруктов и овощей.
«Группа компаний «Красный Яр» с интересом смотрит на формат мини-маркетов, хотя он довольно сложный. Мы продолжим оттачивать формат маленьких магазинов на рынке ретейла в 2020 году. Особое внимание уделим ассортименту — он должен отличаться от того, что видят покупатели на полках супермаркетов. Также собираемся развивать пекарни, расширять ассортимент выпечки и категории фреш (фруктов и овощей)», —сообщила генеральный директор ГК «Красный Яр» Анжела Рябова.
Группа компаний «Красный Яр» до покупки сети «Рядом» управляла супермаркетами «Красный Яр» и дискаунтерами «Батон».

Как изменится розничная торговля в 2020 году, читайте здесь.




6. Из «Яндекс.Маркета» в X5 Retail Group

Бывший операционный директор «Яндекс.Маркета» Антон Вальков возглавил IT-направление в X5 Retail Group. Кроме того, он войдет в правление X5. Об этом сообщили «Ведомости» со ссылкой на свои источники. В X5 Retail Group и «Яндекс.Маркете» подтвердили перестановки.
Напомним, что в «Яндекс.Маркете» Антон Вальков возглавлял команду, которая строила базу для маркетплейса «Беру», в частности развивал сеть складов и центров обработки заказов. Также в его подчинении была служба заботы о клиентах. В настоящее время компания ищет замену Валькову, а его обязанности выполняют директор по логистике Павел Ярошевский и директор службы заботы о клиентах Елизавета Рыбинская.
В X5 Retail Group пояснили, что в соответствии со стратегией развития информационные технологии должны стать драйвером роста бизнеса компании. До июня 2019 года IT-директором X5 был Фабрисио Гранжа. После его ухода соответствующие обязанности временно исполняла Алла Антонова. Она продолжит работу в команде Валькова в качестве директора по архитектуре.

Зачем в Х5 Retail Group пришел Илья Якубсон, читайте здесь.




7. Фуд-холл от «Адаманта»
Группа «Адамант» и Ginza Project откроют фуд-холл в Петербурге. Как сообщил «Ъ», фуд-холл площадью 3,5 тыс. м2 появится в торговом центре «Меркурий». Оператором проекта станет Ginza Project. Открытие запланировано на сентябрь текущего года и станет частью реконцепции «Меркурия». В «Адаманте» отметили, что фуд-холл займет часть площадей кинотеатра. В настоящее время «Адамант» владеет 1,2 млн м2 торговой недвижимости, что делает его одним из крупнейших игроков рынка в стране. В компании не исключили появления фуд-холлов в других своих торговых центрах. В частности, группа может инвестировать в создание новой площадки проекта «Депо» Года Нисанова и Зараха Илиева в торговом центре «Восточный экспресс». В настоящее время в Санкт-Петербурге работают фуд-холл московской Zemskiy Group в ТРК «Галерея» и гастропространство City Food от Fort Group в ТРК «Сити Молл». Весной 2020 года также начнет работать фуд-маркет «Гондза и Бондза» в Leo Mall.


Как устроена экономика фуд-холла, читайте здесь.




8. Налоги на миллиард

Крупнейшая розничная компания России — X5 Retail Group — не смогла оспорить доначисление 1 млрд рублей налогов, сообщил Интерфакс. В декабре 2019 года Федеральная налоговая служба доначислила одной из компаний группы более 1 млрд рублей налогов по результатам проверки внутригрупповых сделок в 2013-2014 годах.
Тогда ТД «Перекресток» купил 83,4% компании «Агроторг» (головной компании сети «Пятерочка») у кипрской Speak Global Ltd, также входящей в X5. После этого ТД «Перекресток» заменил свое обязательство перед Speak Global Ltd займом, права по которому в результате нескольких внутригрупповых сделок перешли к кипрской X5 Retail Holding. ТД «Перекресток» не платил налоги с выплат по долгу, а прибыль уменьшил на проценты. Люксембургская X5 Capital S.a.r.l полученные проценты сочла дивидендами и не платила с них налог по соглашению с местной налоговой службой. В свою очередь, ФНС посчитала, что входящая в группу «Перекресток» компания «Агроаспект» должна была включить проценты в прибыль, и доначислила ей 647 млн рублей налога. Выплаты за покупку «Агроторга» служба переквалифицировала в дивиденды и доначислила еще 420 млн рублей. В ответ на это решение в X5 подали апелляционную жалобу. Но арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение суда о доначислении налогов.

Как в «Перекрестке» побороли предубеждение перед СТМ, читайте здесь.




9. Кусочек «Авиапарка»

Арабская компания Mubadala Investment может совместно с Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) купить долю в московском торговом центре «Авиапарк». Кроме того, интерес к объекту проявлял «Сбербанк Управление активами». Об этом сообщил «Ъ» со ссылкой на свои источники, которые утверждают, что речь идет о продаже половины ТЦ. Основной владелец продаваемого пакета — соучредитель Amma Development Михаил Зайц. Еще 50% «Авиапарка» принадлежат Игорю Ротенбергу, утверждают источники издания. При этом он не заинтересован в продаже. Представитель семьи Ротенберг не стал комментировать ситуацию. Один из экспертов оценил «Авиапарк» в $1,2-1,3 млрд. Другой источник указал, что никакие параметры сделки пока неизвестны, так как обсуждение возможной покупки началось недавно. Торговый центр «Авиапарк» является одним из крупнейших торгцентров в Восточной Европе. Общая площадь объекта составляет 400 тыс. м2, арендная — 230 тыс. м2. Ежегодно «Авиапарк» посещают 24 млн человек. Напомним, что в середине января Mubadala Investment и РФПИ завершили сделку по покупке 49% петербургского торгового центра «Галерея» у Morgan Stanley.

Как «Авиапарк» двигался к «круглой» цели, читайте здесь.




10. Macy's закрывает универмаги
Американская компания Macy's Inc, управляющая одной из старейших и крупнейших сетей универмагов в США, объявила о планах по закрытию 125 магазинов до 2023 года. Как сообщает The Wall Street Journal, на этот шаг ретейлер вынужден пойти на фоне возрастающей конкуренции со стороны онлайн-платформ. В рамках оптимизации будет сокращено около 10% сотрудников Macy's.
Компания приняла новую стратегию развития, в рамках которой будут закрываться универмаги в крупных торговых центрах, в то время как основной фокус в развитии будет сделан на магазины, располагающиеся в небольших моллах. За последние годы Macy's обновил около 150 действующих универмагов. В ближайших планах ретейлера — модернизация еще около 100 магазинов.
«Наша цель — возродить универмаги такими, какими они должны быть. Магазины в формате department store все еще являются важной частью рынка, вопрос только в том, правильно ли они устроены. Идея размещения разных товарных позиций и брендов под одной крышей все еще рентабельна», — прокомментировал глава Macy's Джефф Дженнетт.
В рамках новой программы развития Macy's рассчитывает сэкономить около 1,5 млрд долларов в течение 3 лет. После оптимизации бизнеса под управлением компании остается около 400 одноименных универмагов, а также 170 магазинов под брендом Bluemercury и 40 универмагов класса люкс торговой сети Bloomingsdale's.

Почему российские универмаги похожи на недоразвитое дерево бонсай, читайте здесь.