Центральный офис компании Wildberries расположен в Москве. Здесь работают основные подразделения — коммерческий, финансовый департаменты, бухгалтерия, HR, отдел маркетинга, рекламы и PR. И топ-менеджмент, и рядовые сотрудники работают в зоне open space. Основатели компании Татьяна и Владислав Бакальчуки — не исключение. «Очень удобно, что Татьяна и Владислав работают с нами. Когда возникает какой-то вопрос, можно подойти и решить. Можно посоветоваться, как поступить при выполнении той или иной задачи. Это позволяет нам, как компании, быть гибкими и оперативными», — рассказала одна из сотрудниц.
Проверка поставщиков
Все фотографии товаров, которые выставлены на сайте Wildberries (а это более 3 млн SKU), можно разделить на две части. 85% этих картинок поставщики самостоятельно загружают прямо на сайт, а 15% фотографий Wildberries делает сама по заявкам от партнеров и производителей.
Съемки проводятся в офисе, который в компании называют фотостудией. Она расположена в одном из промышленных районов Москвы и занимает отдельно стоящее одноэтажное здание, спрятанное за большими железными воротами с калиткой. Этот офис компания арендовала около года назад. На воротах нет никаких опознавательных знаков и вывески. Поэтому никому и в голову не придет, что за высоким забором создается контент крупнейшего интернет-магазина в России с оборотом 118,7 млрд рублей в год.
Войдя в калитку, оказываешься во дворе с парковкой. При входе в здание сразу попадаешь в большое помещение, где обычно работает 13-15 контент-менеджеров, а также несколько фоторедакторов. Они трудятся с 9 утра до 9 вечера, посменно, по схеме два через два. Обстановка в офисе тихая и спокойная, никакой суеты и беготни. Все очень просто и демократично. Интерьер помещения в стиле лофт, как и основной офис компании, — кирпичные стены, выкрашенные в белый цвет. На стенах ничего лишнего. Очень много цветов в горшках.
Задача контент-менеджеров — проверять соответствие описания товара с фотографией от поставщиков. Поставщик заливает на сайт фотографию и делает описание товара. Например, футболка, вырез округлый. Контент-менеджер сверяет изображение на фото с описанием товара. Если находит ошибку, то сообщает о ней продавцу товара, и тот оперативно исправляет. За одну смену каждый контент-менеджер проверяет примерно 1000 карточек с товаром.
Фоторедакторы также проверяют контент от поставщика. Но значительную часть времени они тратят на контроль фотографий, которые производят их коллеги за соседней дверью. За которой как раз и функционирует фотостудия Wildberries.
От заката до рассвета
Процесс фотосъемки организован на площади примерно 1000 м2. Здесь оборудовано пять фотобоксов, в каждом из них одновременно трудится команда из четырех человек — по две приглашенные модели (пока одну снимают, вторая должна успеть переодеться), визажист и стилист.
В четырех фотобоксах снимают одежду масс-маркет и среднего ценового сегмента, а в пятом — премиум-бренды. Одежду демократичных брендов на моделях снимают фотороботы, и изображения моментально появляются на мониторах у стилиста и визажиста. Съемки начинаются в 10 утра и длятся около 10 часов. За день модель успевает сменить 200-240 вещей. Все они висят тут же под рукой на большом рейле.
К началу съемок визажист делает легкий макияж модели, и в течение дня его не меняют, могут только освежить, подкорректировать. Весь процесс фотосъемок отлажен до автоматизма. Модель надела свитер, джинсы, обувь, вошла в кадр, прошлась, повернулась, посмотрела в объектив, задержала взгляд, слегка улыбнувшись, вышла. Фоторобот все запечатлел, и фотография уже на мониторе. Пока одна модель снимает одежду, вторая заходит в кадр. И так в режиме нон-стоп целый день. Видно, что модели из агентства уже не первый раз приезжают в Wildberries для фотосессии и хорошо знают свое дело.
Для того чтобы отснять одну вещь, например джинсы или блузку, надо сделать четыре кадра. Поставщик также может заказать съемку видео на 360 градусов для обуви и аксессуаров. На это уходит около минуты.
В летнее время на съемку одной единицы одежды (блузки или джемпера) у модели уходит 30-50 секунд, в зимнее время — чуть больше времени. По времени один снимок фотороботом делается за несколько секунд. И этот кадр моментально появляется на двух больших прямоугольных мониторах у стилиста и визажиста.
Справка
Автоматическая фотосъемка — это собственная разработка IT-отдела Wildberries. Ее специалисты создали 2,5 года назад. Программа сама кадрирует, убирает лишнее, меняет фон. Это позволило значительно увеличить производительность студии.
Фотографии премиальных товаров делают чуть дольше, так как сначала фотограф все снимает на камеру, а потом выгружает фотографии на компьютер.
Руководитель фотостудии Игорь Кузьминский, руководитель отдела управления контентом, шутит: «Весь процесс у нас происходит от рассвета до заката».
При производстве фотографий одежды премиальных брендов процесс фотосессии устроен по-другому. Во-первых, снимает фотограф, а не робот, а во-вторых, для модели стилист подбирает завершенный образ, а не отдельные единицы одежды, как в масс-маркете, когда модель может целый день оставаться в одних и тех же джинсах или юбке, а менять только верх — джемперы, блузки, футболки и т.д. За смену модель, рекламирующая премиальные бренды, успевает сменить около 100 образов.
Все фотографии в режиме реального времени попадают на компьютер фоторедакторов, которые тут же проверяют качество материала. Если их что-то не устраивает, они моментально сообщают об этом в фотозону, и процесс съемки конкретного товара повторяется. Получается, что на производство одной карточки — от одевания модели до готовой фотографии — уходит от силы 3 минуты.
Заказ товара для фотосессии
План фотосессии составляется за сутки до съемок. Каждый день стилисты до 23 часов оформляют заказ на доставку необходимых вещей, обуви, аксессуаров для фотосессии у коллег со склада, где проходит съемка товаров без моделей). Ежедневно в фотостудию привозят 1-1,5 тыс. единиц товара, которые надо отснять. Приемка товара начинается с 6 утра.
«Товар, который приходит сегодня, мы развешиваем на напольные рейлы (вешалки), разглаживаем и отпариваем в течение дня. Эту одежду модели будут надевать на следующий день. На складе уже знают, каких размеров нам нужна одежда, и при приемке новых коллекций сразу откладывают нам нужные экземпляры. Моделей из агентства мы тоже просим присылать в соответствии с нашими пожеланиями», — поясняет Игорь Кузьминский.
Всего в Wildberries 11 стилистов и 9 визажистов. Также есть старший стилист, которая контролирует общий образ всего каталога товаров на сайте.
«Я пришел в Wildberries почти 10 лет назад на позицию фоторедактора и занимался обработкой фотографий, сделанных в фотостудии. Тогда фотосъемка велась совсем по-простому, в том числе и без моделей, когда товар вешался на белую стену», — вспоминает Игорь Кузьминский.
В настоящее время без моделей в основном снимают сумки, аксессуары, детские вещи, игрушки. Большую часть этих товаров фотографируют на складе компании.
Суммарно ежедневно фотостудия и склад Wildberries создают примерно 13 тыс. фотографий. Это 3-3,5 тыс. артикулов, для каждого артикула надо сделать от четырех до семи фотографий и, если необходимо, видеоповорот на 360 градусов.
Справка
Wildberries — крупнейший онлайн-ретейлер России, работающий на рынке 15 лет. Работает в пяти странах: Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Армения. Оборот Wildberries в 2018 году вырос на 72% и достиг 118,7 млрд рублей, за 9 месяцев 2019 года — на 84%, до 140 млрд рублей. В компании работают свыше 27 тыс. сотрудников. Ежедневно на Wildberries оформляется около 500 тыс. заказов. Собственная сеть пунктов выдачи заказов насчитывает 5,5 тыс. точек в пяти странах.
Ассортимент Wildberries насчитывает свыше 3 млн товаров от 25 тыс. российских и зарубежных брендов: одежда и обувь, аксессуары, бьюти-товары, детские товары, техника и электроника, товары для дома, ювелирные украшения, продукты питания, книги и многое другое. Около 40% товаров произведены в России.
Третий год подряд Wildberries становится крупнейшим интернет-магазином России по объему онлайн-продаж, согласно данным аналитического агентства Data Insight. Исследовательская компания Infoline признала Wildberries «Самым быстрорастущим ретейлером России по итогам 2018 года». Компания занимает 4-е место в рейтинге Forbes «ТОП-20 самых дорогих компаний Рунета».