Илья Якубсон пришел в Х5 Retail Group для развития нового продуктового формата. Речь идет о жестком дискаунтере. Вместе с собой он привел двух менеджеров, с которыми долгое время работал в ГК «Дикси». Люди, близкие к компании, сообщили MarketMedia, что это Андрей Третяк, проработавший в «Дикси» более 15 лет, в том числе на должности коммерческого директора, а также Кира Крицкая, экс-директор управления контроля и внутреннего аудита. Команда работает над созданием нового формата сети магазинов.

Справка

Илья Якубсон родился в 1972 году в городе Орле. В 1995-м окончил исторический факультет Орловского государственного педагогического института. В 2001-м получил степень кандидата социологических наук, в 2002 году окончил бизнес-школу Кингстонского университета (Великобритания), получив степень МВА.

В 1993-м участвовал в создании торговой компании «Паллада» в Орле, в 1997-м стал ее генеральным директором (сети дискаунтеров «Сберегайка» и супермаркетов «Паллада»). В 2006 году Илья Якубсон занял позицию вице-президента торговой компании «Мегаполис» (ГК «Меркурий»). В 2008 году стал вице-президентом ГК «Дикси», а с 2009-го по конец 2015 года — президентом.

С 2011 по 2015 год являлся председателем президиума Ассоциации компаний розничной торговли.

В марте 2018 года Илья Якубсон возглавил сеть многопрофильных медицинских центров «Альфа-Центр Здоровья» (принадлежит «Альфа-Групп»).



Секретная работа
Уже почти 2 месяц рынок розничной торговли теряется в догадках, над каким проектом работает Илья Якубсон в Х5 Retail Group. Никаких официальных сообщений о вхождении топ-менеджера такого уровня в команду Х5 не было. MarketMedia опросил близких к топ-менеджеру людей и выяснил некоторые детали. 

«В настоящее время команда Якубсона работает над стратегией нового формата сети магазинов, какой-то драфт уже согласован, но полноценную концепцию проекта он будет защищать перед наблюдательным советом в марте», — знает один из бывших близких коллег по «Дикси».

«Детали стратегии Илья и его команда держат в большом секрете. Поэтому кроме того, что это будет жесткий дискаунтер, я больше ничего не знаю», — сказал один из бывших топ-менеджеров «Дикси».

«Илья в 2019 году несколько раз встречался с Шехтерманом (Игорь Шехтерман — главный исполнительный директор X5 Retail Group. — Ред.) для переговоров по этому проекту. Предварительно какие-то детали по новой сети магазинов согласованы, но теперь идет детальная проработка стратегии. Этим занимаются Илья и Андрей. Основная работа пока на бумаге, ни о каких открытиях и наборе персонала речь не идет», —говорит один из близких знакомых Андрея Третяка.   

Справка

Андрей Третяк родился в 1977 году. Окончил Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. Будучи студентом, в 1998 году пришел в «Юнилэнд» в качестве специалиста по закупкам, а через некоторое время возглавил отдел маркетинга и закупок компании. В 2000 году участвовал в открытии первого магазина «Дикси» в Петербурге и возглавил управление маркетинга и закупок Северо-Западного дивизиона. С ноября 2007 года по май 2008-го занимал должность генерального директора Северо-Западного дивизиона «Дикси» (по данным Retail.ru). В 2015 году покинул ГК «Дикси», в которой занимал позицию коммерческого директора.


Представитель Х5 Retail Group на запрос MarketMedia сообщил: «Илья Якубсон присоединился к команде X5 в ноябре 2019 года в качестве советника CEO, его экспертиза востребована для исследования перспектив развития некоторых новых направлений бизнеса. Конкретнее говорить пока не готовы. Отвечая на ваш вопрос (действительно ли идет разработка формата жесткий дискаунтер. — Ред.) — нет, мы не можем подтвердить, что речь идет о каком-то конкретном формате, его предварительном одобрении и сроках представления. При этом Х5 постоянно изучает различные возможности развития онлайн и офлайн-бизнеса — рассматриваются различные идеи, Илья Якубсон подключился к этой работе».

Опыт Biedronka и Lidl
Илья Якубсон в период работы в «Дикси» плотно изучал опыт четырех зарубежных розничных компаний. Это лидеры продуктовой розницы в Польше: супермаркеты Biedronka (2932 магазина) и магазины у дома Żabka (6014 магазинов, открывает магазины в бизнес-центрах, метро, на первых этажах жилых домов), а также немецкие дискаунтеры Lidl (3200) и Aldi (более 10 тыс. по всему миру).

«У нас периодически пять-семь человек ездили в зарубежные сети и перенимали опыт. Где-то получалось встречаться с сотрудниками компаний, а там, где не получалось, нанимали консультантов из бывших сотрудников интересующих нас сетей, чтобы они рассказали, как у них устроены те или иные процессы. В «Дикси» постоянно менялась концепция, и Илья пытался перенимать какие-то интересные практики», — говорит один из бывших топ-менеджеров ГК «Дикси».

Магазин для бедных
Эксперты и участники рынка давно говорят о том, что в России ниша жестких дискаунтеров пуста, в отличие от Европы, где лидерами в этом формате являются Lidl и Aldi. Есть прекрасный пример красноярской сети «Светофор», но 1 тыс. магазинов на всю Россию — это ни о чем, отмечают участники рынка.

Материал о красноярской сети «Светофор» можно почитать здесь



Генеральный директор ИА INFOline Иван Федяков отметил, что «Светофор» — это действительно единственный федеральный игрок в сегменте дискаунтеров, который в 2019 году перешагнул рубеж 1 тыс. магазинов. «Но с учетом того, что в России более 20% живет за чертой бедности (а это очень много!), то можно говорить, что аудитория жестких дискаунтеров большая и стабильна. Крупные региональные игроки, поняв это, начали идти в этот сегмент. У Х5 произошли интересные вещи с точки зрения форматов — по сути границы между «Пятерочками» и «Перекрестками» стали очень размыты. Мы видим, как компания их обновляет, добавляет кофе-точки, общепит, детские зоны. А нишу не то что жесткого, а просто дискаунтера она упускает. Ее занимают другие игроки. Поэтому логично, что компания решила задуматься о разработке новых форматов в этом сегменте», — говорит Иван Федяков.

Так, Иван Федяков отметил, что среди быстрорастущих дискаунтеров красноярский «Батон» (принадлежит сети гастрономов «Красный Яр»), иркутский «ХлебСоль» (принадлежит сети супермаркетов «Слата») и «Хороший» (красноярской ГК «Командор»).

«Лидерам рынка ретейла не дают покоя лавры «Светофора», который стремительно ворвался в топ-10 FMCG сетей и продолжает развитие, заняв перспективную нишу жёстких дискаунтеров. Сегодня это самый очевидный успешный дизраптер на рынке. Ниша дискаунтеров остается практически свободной и особенно востребована в нынешнем состоянии рынка и потребностей конечного потребителя. А Илья Якубсон интересен не только опытом работы в «Дикси», но и своей бесценной экспертизой в сети «Сберегайка», где в одном из самых бедных регионов страны он с нуля выстроил сеть со всеми бизнес-процессами и эффективной логистикой. Это было в тот период, когда все текущие ретейлеры по своему развитию еще были далеки от текущего уровня, а он выстроил суперуспешную сеть, которая много лет существовала впоследствии и без его участия. Якубсон – очень грамотный, жёсткий, порядочный и амбициозный, и безусловно входит в тройку лучших экспертов и профессионалов рынка, для Х5 — это очень интересное и умное кадровое решение. В стране и без того большой дефицит и отток кадров из сегмента ретейла, поэтому возвращении Илья Якубсона в свете будущих амбициозных проектов Альфа Групп очень хороший знак для индустрии», - сказал MarketMedia генеральный директор представительства «КОТАНИ GmbH Rus» Кирилл Терещенко 

Ранее Кирилл Терещенко неоднократно на многих конференциях заявлял, что в России ниша жестких дискаунтеров пуста и называть себя могут так только те компании, у которых узкий ассортимент, минимальная наценка, а большая часть ассортимента — это товары СТМ (в европейских жестких дискаунтерах эта доля доходит до 70-90%. — Ред.), в России же таких игроков практически нет.

Справка

Жесткий дискаунтер (от англ. discount — скидка, делать скидку) — магазин с узким ассортиментом по низким ценам. В них большая часть товаров — это собственные торговые марки сетей, что позволяет ретейлерам иметь низкую наценку (10-15%). В Европе крупнейшими игроками в сегменте жёстких дискаунтеров являются немецкие Lidl и Aldi.