Я бы не сказал, что главный рывок онлайн-торговли позади и уже наступил ее «золотой век» – мы точно не прошли пика увлечения онлайн шоппингом. Этот тренд начал формироваться задолго до пандемии и коронавирусные органичения просто его ускорили. Привычка покупать онлайн сформировалась и привычка эта удобная. В этом смысле Россия опережает большинство стран мира с точки зрения количества и удобства сервисов, уровня проникновения интернета и его стоимости. Доля онлайн-торговли в Азиатском и Северо-Американском регионах значительно выше, чем в России. Это границы, к которым Россия будет двигаться. И это не предел, в этих странах доля Интернет-торговли продолжит увеличиваться. Поэтому насчет «золотого века» не знаю, но тренд точно продолжит набирать обороты – это очевидно. Сегмент удваивается каждый год.
Я думаю, достаточно быстро доля e-commerce в розничном товарообороте России должна достигнуть 20% – очевидно, что это быстродостижимый рубеж.
Практически все лидеры рынка среди офлайн-магазинов в условиях пандемийных ограничений тоже начали развивать онлайн-доставку. Рост онлайн-торговли продолжится, просто темпы могут быть разные. Все компании в сфере Интернет-торговли хорошо знают своих потребителей и понимают, как увеличивать их количество, поэтому мы наверняка увидим продолжающиеся ускоренные темпы роста. Это не означает отмирание традиционного формата торговли. И слава Богу.
Не дай Бог офлайн-ретейл прекратит свое существование. И не нужно делать этого искусственно – все должно происходить органически.
На идеи закрыть офлайн-магазины в рамках коронавирусных ограничений я смотрю не просто скептически, я расцениваю их как очень опасные (основательница Wildberries Татьяна Бакальчук в марте 2020 года предлагала закрыть все магазины, включая продуктовые, оставив только онлайн-канал – Ред.). Развивать бизнес за счет введения ограничения для конкурентов – неправильная и опасная история. Меры, способствующие развитию, должны быть отраслевыми и инициироваться не от имени одной компании, а от имени отрасли и должны способствовать ее развитию в целом. Определять за гражданина что хорошо, а что плохо, создавая неорганические условия для неорганического роста, на мой взгляд, неправильно. Философия участников рынка должна исходить из убеждения в том, что хорошо для отрасли, хорошо и для нас. А далее добросовестная конкуренция определит лидеров рынка. Иначе завтра мы окажемся в ситуации, когда кто-то скажет – а давайте и e-commerce запретим!
Я с большим уважением и почтением отношусь к работе, которую делают торговые сети. В обществе и государстве до недавнего времени не было достаточного понимания, какую важную социальную функцию осуществляет розничная торговля. И это большая проблема. Ретейл – это не купи продай. Это тяжелейшая услуга – доставить потребителю все, что ему нужно по цене, которую он способен заплатить, а также обеспечить сервис надлежащего качества.
Мы стремимся быстрее выйти на показатели прибыли, но пока мы сознательно инвестируем существенные средства в создание инфраструктуры. Мы не уникальны в этом отношении. Потому что доступность сервиса, создание каналопроводящих путей и инфраструктура – это необходимый и важный элемент. Компании, которые недооценят важность инвестиций – проиграют. Это фактор роста и успеха.
Если говорить про тренд на устойчивое развитие, конечно, он затрагивает и нашу компанию. Во-первых, это часть корпоративной стратегии и требования инвесторов. Во-вторых, требования рынка и часть уже сформировавшейся культуры – это не далекое будущее, а действительность. Но эта действительность не должна противоречить запросу потребителей на удобство. Это касается упаковки, доставки и происхождения товара. Как показывает практика, это решаемая задача. В-третьих, это изменение законодательства, которое предъявляет все больше требований к работе компаний (какие материалы они используют, как перерабатываются, какой выброс и т.д). У нас в компании работает специальное подразделение, занимающееся практиками ESG (Environmental, Social, Governance) и это делается не для галочки.
Бизнес умеет справляться и работать с любыми проблемами. Самая главная проблема, которая может затмить остальные – съеживание экономической политики государства до политики в интересах лидеров отрасли, когда отрасль начинает ассоциироваться с крупнейшими игроками.
Создание искусственных преференций для кого-то и выращивание неорганических национальных чемпионов будет тождественно убийству всех остальных компаний.
В России очень высокая конкуренция на низкоконцентрированном рынке, в e-commerce работает большое количество игроков, что выделяет нас на фоне мировых рынков. Это залог развития сегмента и создания качественной услуги для потребителя, который имеет возможность делать выбор.
Модель поведения потребления изменилась, произошло это не из-за пандемии, она лишь ускорила некоторые процессы. Но это не означает, что старая модель и существовавшие ранее форматы оказания услуг и доставки товаров отмирают. Наоборот, они по прежнему значимы и это хорошие условия для развития и офлайн и онлайн-бизнеса, как залог здоровой конкуренции.
Из выступления на Гайдаровском форуме