Последние события в экономике привели к снижению потребления и среднего чека в рознице, однако развитие основных ретейл-трендов продолжается: существенные изменения приходят от e-commerce. Пандемия ускорила развитие цифровых технологий: люди привыкли к онлайн-сервисам, никого уже не удивить доставкой еды через приложение или покупкой одежды онлайн. Несмотря на то, что доля онлайн-торговли в общем объеме розницы сегодня составляет всего 11,2% (по данным АКИТ), подходы и тренды e-commerce значительно влияют на ретейл в целом. Давайте поговорим об актуальных трендах в ретейле.

1. Многоканальность
Самый значимый тренд – управление множеством новых каналов продаж. Держать магазин или точку уже недостаточно, поскольку аудитория перетекает в маркетплейсы, интернет-магазины, доски объявлений и социальные сети, – привычные для современного общества цифровые поверхности.

Инструментов для открытия нового магазина в интернете сейчас масса, как и возможностей обучиться онлайн-торговле, но многим предпринимателям сложно преодолевать инерцию привычки. Тем не менее конкурентными качествами продавца остаются любознательность, гибкость, готовность к переменам. Если ваш покупатель уже полюбил другие каналы, значит нужно за ним следовать. Например, открыть интернет-магазин с пунктом выдачи в физической точке или пробовать торговлю на маркетплейсах.

2. Шеринг инфраструктуры
Вспомним историю мобильных операторов в России. Поначалу конкурентным преимуществом каждого было наличие собственных вышек сотовой связи. Затем компании договорились, и теперь одной вышкой и инфраструктурой могут пользоваться несколько операторов, конкурируя сервисами и дополнительной ценностью для клиентов.

Аналогичная тенденция вырисовывается в e-commerce. На рынке появляются консолидаторы и шеринговые логистические модели, например, компании, предоставляющие услуги фулфилмента для основных маркетплейсов РФ. Подобные тенденции будут развиваться, потому что выгодны и маркетплейсам, и продавцам. Они решают проблемы региональной доставки, освобождают маркетплейсы от строительства дополнительных складов, а предпринимателей – от необходимости везти товар в несколько мест для разных продавцов.

Движение в сторону шеринга обусловлено также тем, что срок ввода в эксплуатацию складского комплекса может быть очень долгим (от 9 месяцев) и дорогим. Для одной площадки это имеет смысл только в крупных городах или под супер-ассортимент. В остальных случаях – будущее за фулфилмент-центрами. Эти «фабрики» по производству посылок справляются с упаковкой, отгрузкой качественнее и эффективнее самих продавцов, обеспечивая максимально высокую оборачиваемость товара на квадратный метр.


3. Борьба за онлайн-кадры
Несмотря на то, что в теории e-commerce не так уж и сильно отличается от классического ретейла с точки зрения ключевых факторов (ассортимент, маркетинг, ценообразование), для работы с цифровыми каналами необходимо развивать новые компетенции: как поставить товар на маркетплейс, отвечать на отзывы, следить за контентом, отгружать товары.

Однако есть и хорошая новость – огромный штат не потребуется, он в этой сфере является производной от оборота. Сначала принято пробовать новые каналы, например, Wildberries, Ozon или «СберМегаМаркет», а потом нанимать людей, чтобы управлять ими. Число профессионалов в онлайн продажах растет, но и конкуренция не дремлет: за хорошие кадры идет борьба.

4. Товар – «новое золото»
По известным причинам для российских ретейлеров сейчас актуален вопрос ассортимента и выстраивания новых цепочек поставок. В отличие от зарубежных конкурентов, которые не испытывают недостатка в товарном разнообразии и доступе к брендам, для российских интернет-площадок товар становится «новым золотом», и наличие уникального ассортимента во многом определяет успешность бизнеса.

Например, маркетплейсу Wildberries удалось представить на своей площадке ушедшие из РФ бренды группы компаний Inditex (Massimo Dutti, Zara, Pull&Bear и пр.), тем самым создав эксклюзивное рыночное предложение. Небольшие ретейлеры также стремятся занять освобожденные ниши, заполняя их товарами параллельного импорта. Поэтому в текущих обстоятельствах ретейлерам любого масштаба важно не упускать из виду возможности и искать новые способы удовлетворить клиентский спрос.

5. Маркетплейс как первый шаг в развитии бизнеса
Сейчас предпринимателю легче и быстрее всего начать онлайн продажи на маркетплейсе, нежели создавать собственный магазин. Это объясняется очень низким порогом входа в e-commerce: не нужно знать, что такое колл-центр, маркетинг, удержание, затраты на привлечение покупателей и пр. Все, что необходимо знать, — это куда везти товар и как в ЛК (личном кабинете на маркетплейсе) выставить его стоимость.

К тому же, практически все площадки работают с самозанятыми, такой легкий старт делает маркетплейсы первым шагом к дальнейшему развитию в e-commerce. Явными преимуществами маркетплейсов для предпринимателя являются огромный охват целевой аудитории покупателей, а также возможность контролировать основные процессы в «едином окне».

6. Развитие аналитики
Большой тренд — появление инструментов, которые облегчают жизнь предпринимателей. Например, появились аналитические платформы, которые позволяют оценить рынок, найти свою нишу и начать торговать. С их помощью можно посмотреть, сколько товара определенной категории продается, сколько существует продавцов и каковы цены.

7. Быстрая доставка
Географический фактор составляет ядро конкурентных преимуществ розницы. Они заключаются в гиперлокальности. Так, небольшой региональный ретейлер может конкурировать с успешным федеральным игроком за счет скорости доставки. Особенно это касается товаров, которые нужны «здесь и сейчас»: контактные линзы, капсулы для кофе-машины и т.п.