Существует две базовые вещи относительно логистики, с которых всегда нужно начинать любой разговор о ней:
– Логистика всегда подчинена какой-то «верхней» цели, логистики «самой-по-себе» не существует;
– Логистика всегда имеет свою цену, рассуждать о «логистике вообще», вне контекста её цены, бессмысленно.
Покупатель — есть главный человек в торговой системе, и покупатель уполномочивает омниканального торгового оператора разработать оптимальную логистическую цепочку «производитель — покупатель» и провести по ней (торговому каналу) требуемый покупателю товар за согласованную цену. Покупатель хочет получить нужный ему товар в нужном месте в нужное время в нужном количестве по устраивающей его цене.
В итоге сначала идет «товар» (читай: «ассортимент»), потом — интерфейс (ведь как-то покупатель узнал, что этот товар существует и мы его продаём), потом — логистика. Как не крути, логистика, выполняя подчинённую воле продавца (формируем ассортимент товаров) и покупателя (хочу этот товар в таком-то месте и в такое-то время) роль, встаёт на третье место в нашей системе из трёх неразрывно связанных «китов».
Но логистам признать это непросто. В культовом для многих моих сверстников и наших родителей фильме «Москва слезам не верит» один из персонажей говорит примерно так: «Вспомните мои слова: через 20 лет… вообще все по-другому будет… ничего не будет: ни кино, ни театра, ни книг, ни газет — одно сплошное телевидение». Есть у меня один знакомый директор по логистике, и все наши диалоги с ним так или иначе похожи на эту цитату. И он такой далеко не один — каких только «логистик» я не встречал: и «финансовую», и «маркетинговую», и даже «кадровую».
Множество авторов сходятся в том, что истоки современной логистики восходят к организации процессов снабжения войск в процессе боевых действий. Очевидно, что логистические задачи, неизбежно возникавшие в процессе управления многотысячными армиями — как и чем кормить солдат, как перемещать их в пространстве и времени, как обеспечивать боеприпасами и обмундированием — каким-то образом решались тогдашними полководцами и их помощниками. На протяжении нескольких тысячелетий — сначала люди, потом страны — воевали между собой, и этот опыт (организации технологических процессов массового убийства себе подобных) у человечества не только накопился, но и постоянно совершенствуется. От времён Сунь-цзы и крестоносцев, от эпохи Наполеона и обеих мировых войн до сегодняшних дней — из каждой эпохи до нас дошли письменные свидетельства об этом.
В детстве одной из моих любимых была «Книга будущих командиров» Анатолия Митяева. Эх, как же красиво и захватывающе автор описывал все эти войны, десятки военных кампаний! Талант. Мне, десятилетнему ребёнку, нравилось обдумывать задачи о перемещении войск и ресурсов (слово «логистика» в нашей стране было ещё не в ходу). На том этапе моей жизни замыслы и действия военачальников казались вполне обоснованными и понятными.
Все (операционные и тактические) логистические действия полководцев были подчинены единой (стратегической) цели, победе (в сражении или в войне) — вот тот главный урок, который я вынес, изучая всемирную историю. В остальном — с точки зрения логистики, как коммерческой деятельности, опыт её «военных прародителей», к сожалению, не просто бесполезен. С позиций своего сегодняшнего опыта должен сказать, что он во многом вреден (по крайней мере для нас, людей с русским менталитетом). Разберём фундаментальную разницу между военной и гражданской логистикой.
Но в современной российской политической культуре абсолютно не принято рефлексировать и обсуждать наше «героическое прошлое»! Попробуйте-ка высказаться о возможной некомпетентности наших (вчерашних) руководителей, например, что цена победы была слишком высока, «патриоты» на вас живого места не оставят, а то и государство подключится. А если невозможен даже разговор об оптимизации затрат, как определить качество менеджерских решений в принципе?
Известен диалог военачальников стран-союзниц по антигитлеровской коалиции Георгия Жукова и Дуайта Эйзенхаура, описанный последним: «Маршал Жуков поведал мне о своём опыте…: «Есть два вида мин: мины против живой силы и противотанковые мины. Когда мы подходим к минному полю, наша пехота наступает так, как если бы их там не было. Мы считаем, что потери от противопехотных мин равны потерям, которые мы получили бы от пулемётно-артиллерийского огня, если бы немцы решили защищать этот участок хорошо вооружёнными войсками, а не минами…» Я живо представил себе, что случилось бы с любым американским или английским командиром, если бы он применил подобную тактику, и ещё более ярко вообразил, что сказали бы об этом солдаты любой из наших дивизий, если бы мы попытались сделать такой метод частью нашей тактики.
Американцы оценивают стоимость войны с точки зрения человеческих жизней, русские — общим истощением нации…. Насколько я мог видеть, Жуков мало заботился о методах, которые мы считали жизненно важными для поддержания боевого духа среди американских войск: систематическая ротация подразделений, возможности для отдыха, отпуска и, прежде всего, разработка методов, позволяющих избежать ненужного риска на поле боя, все из которых, хотя и являются обычной практикой в нашей армии, казались в значительной степени неизвестными в его».
Меньше всего мне бы хотелось противопоставлять российскую армию любой другой и, тем более, восхищаться американской или еще какой-то. Милитаристы разных национальностей похожи друг на друга, и нам, гражданским, их не переделать. Да и задачи такой не стоит. Но изучение паттернов их мышления и поступков поможет предпринимателям построить бизнесы, которые будут лучше удовлетворять требованиям покупателей.
Если держаться темы иррациональности военной логистики, на наших глазах, к примеру, совсем недавно произошло в прямом смысле бегство огромной группировки западных союзников из Афганистана, при котором было попросту брошено различного военного имущества на миллиарды долларов. Очень похоже, кстати, на такую же спешную и бестолковую эвакуацию наших войск из Германии в начале 90-х годов. И по причинам — решение высшего руководства страны, и по срокам — крайне и беспричинно сжаты, и по последствиям — огромные деньги, заработанные тяжёлым трудом налогоплательщиков, вместо того, чтобы пойти на созидательные цели, безжалостно выкинуты на ветер чиновниками.
Дело в том, что у военных в принципе не существует задачи по расчёту экономической составляющей своих решений (сказать по-другому, они не выполняют верификацию правильности своих решений с помощью экономических расчётов). Военные выполняют приказы. Но любой предприниматель, не руководствующийся расчётами эффективности вложений неизбежно будет выдавлен с рынка его более предусмотрительным соперником, это непреложный экономический закон, и называется он «конкуренция». Немного переформулировав, можно сказать так: «гражданская» логистика в отличие от «военной» всегда имеет свою цену, рассуждать о «логистике вообще», вне контекста её цены, для предпринимателя бессмысленно.