Динамическое ценообразование — это метод установления цены на товар, ориентированный на изменения величины спроса и предложения на него, а также внешних факторов, которые могут повлиять на баланс спроса и предложения на коротком интервале времени. Нужно понимать, что динамическое ценообразование не является разновидностью дифференцированного ценообразования, и наоборот. Это разные методы. Отличить их друг от друга достаточно просто. Первый ориентирован на изменение баланса спроса и предложения, второй — на установление разных цен для разных сегментов покупателей.
• от времени суток — например, электроэнергия может оплачиваться по обычному «дневному» тарифу и, в определённые часы, по более дешёвому «ночному»;
• от дня недели (рабочий, предвыходной, выходной или послевыходной день) — билеты на поезд, отправляющийся в среду дешевле, чем на поезд того же маршрута, отправляющийся в субботу;
• от праздничных (а также пред- и послепраздничных) дней — билеты на поезд, отправляющийся, например, 7 марта, стоят дороже, чем на поезд того же маршрута, отправляющийся в тот же день недели 14 марта;
• от общественно-значимых событий — концерт рок-звезды или матчи футбольного чемпионата неизбежно спровоцируют рост цен на авиабилеты «туда» и «обратно» в соответствующие даты;
• от времени года — арбузы летом и осенью стоят дешевле, чем зимой и весной;
• от интервала времени между размещением заказа и его получением— товар со срочной доставкой обойдётся дороже, чем с регулярной;
• от погоды — поездка на такси в солнечную погоду стоит дешевле, чем в дождь;
• от природных катаклизмов и техногенных катастроф — например, цены на услуги по ремонту крыш в юго-восточных штатах США регулярно повышаются после прохождения урагана;
• в зависимости от резкого массового изменения покупательских паттернов потребления — цены на маски и другие средства индивидуальной защиты достигли своего максимума через несколько месяцев после начала пандемии и через некоторое время ожидаемо стали снижаться.
Очевидные опасности применения алгоритмов динамического образования, или где они больше навредят, чем помогут:
• товары с коротким циклом покупки — покупателю не понравится, если цена на молоко, которое он покупает через день, будет разной при каждом посещении магазина;
• товары с длинным циклом поиска информации — покупателю не понравится, если цена на диван, который он планирует (или пока мечтает) поставить в центре новой квартиры, после того, как купит и отремонтирует её, будет постоянно меняться;
• если покупатель не привык, что цена на данный тип или артикул товара может часто меняться, тогда не нужно раздражать покупателя;
• не нужно дёргаться — не стоит менять цену только ради того, чтобы поменять цену, издержки на реализацию данного метода могут превысить прибыть от него, поэтому рационально установить «коридор безразличия», например, 2 или 5%;
Очевидные преимущества применения алгоритмов динамического образования, или где их рекомендуется применять:
• при продаже «товаров опыта», в случае, если изменение цен можно обосновать изменением качеств товара от времени: клубника местного фермера «прямо с поля» может продаваться дороже в течение нескольких часов после доставки;
• там, где снизив цену, можно привлечь дополнительных покупателей, например, сделать так, что пенсионерам будет выгоднее выбирать будние дни для путешествий самолётом или поездом, при этом они освободят начало и конец недели для пассажиров, способных заплатить большую цену;
• там, где повысив цену, можно увеличить возможности предложения, например, повышение цен на услуги такси в «пиковые» часы влечёт повышение оплаты труда исполнителям данной услуги, это привлекает дополнительных водителей-совместителей, стремящихся заработать.
Выстраивая стратегию ценообразования, не стоит зацикливаться на одном методе регуляции. В свою очередь грамотное использования комбинаций инструментов управления ценами дает возможность укрепить позицию на рынке и повысить ваши финансовые показатели.