Перед российским ретейлом открываются большие возможности по консолидации. Сейчас, по данным INFOLine, лишь 25% рынка FMCG контролируют топ-5 самых крупных ретейлеров России. «Мы в разы отстаем в этом вопросе от других стран. Для сравнения, в Германии на долю крупнейших ретейлеров страны приходится 73% рыночного оборота, в Великобритании – 60%, в Польше и Нидерландах – 53%, США – 47%», - сообщил генеральный директор INFOLine Иван Федяков  на онлайн-конференции «IMPERATOR-FORUM 2020. На изломе трендов. Безопасность в ретейле».

По его словам, консолидация сегмента на фоне пандемии ускорится. «От 20% до 50% компаний сферы ретейла и общепита будут банкротами к завершению карантина. Меры поддержки бизнеса со стороны государства слабые, декларативные. Никто на них всерьез не рассчитывает. Каждый сам за себя. Но в целом бизнес настроен позитивно – лишь бы не мешали», - заявил Иван Федяков. Он уверен, что на выходе из кризиса мы получим другой рынок ретейла. «Но каким он будет пока не понятно», - говорит он.

Итоги "черного апреля" по версии INFOLine можно посмотреть здесь.



  На данный момент рынок ретейла, по подсчетам INFOLine, упал не менее чем на 30%. «Ситуация драматичная. Это крупнейший кризис в отрасли за всю историю наблюдений. И, по сути, мы только в его начале. Две трети россиян не имеют запасов. Треть из них либо полностью либо существенно лишились доходов. Официальная безработица на уровне 6%, но, на самом деле, она больше 10%, потому что закрыты заведения, которые надо посетить, чтобы встать на учет. А провал реальных доходов населения летом этого года достигнет 15-20%», - перечисляет Иван Федяков.

Он считает, что сложившаяся в стране ситуация очень тревожная. «И хотя наше население получило много прививок против революции, но так и до бунтов недалеко. А если мы посмотрим на опыт других стран, то увидим, что экономические причины все чаще заставляют людей выходить на улицы. И такие выступления нередко перерастают в мародерство. Это мы недавно видели не только в США, но также в Канаде, Франции, Германии и Нидерландах. Люди пытаются и таким способом решать свои проблемы. Надеюсь, что у нас этого не будет, поскольку в нашем народе протестные настроения в значительной степени подавлены. Но, похоже, повторяется ситуация 2015 года, когда 80% сограждан экономили, и лишь 10% пытались как-то активно менять картину своей жизни: искали новую или еще одну работу», - говорит Иван Федяков.

Эта ситуация, по его словам, трансформирует рынок. Идет его консолидация. «Если в 2015 году топ-100 российских розничных сетей покрывали 30% рынка, то в 2019 году – уже более 41% (136 тыс. магазинов площадью 39 млн м2 имели выручку в 10 трлн рублей, причем, из них 7 трлн рублей приходилось на топ-10 сетей). Кризис усиливает многие тенденции и этот в первую очередь», - уверен Иван Федяков.


Сколько ретейлеров и поставщиков России планируют рост продаж по итогам года, можно посмотретьздесь.




Параллельно с консолидацией, по его словам, на рынке ретейла возникает межформатная конкуренция. «Компании активно включают в свой ассортимент новые товарные категории. «Леруа Мерлен», например, продает мебель, «Эльдорадо» – электроинструмент, а Ozon и Wildberries – продукты питания», - поясняет он.

Появилось и еще одно явление – межканальная конкуренция. «Сейчас в той же «Пятерочке» можно получить товары с Ozon и АliExpress. А «Яндекс» активно инвестирует в ретейл и скоро запустит сервис, который позволит консолидировать в одном заказе покупки из разных магазинов. И та же «Яндекс-лавка» разрастется, объединит в себе и доставку еды, такси и другие проекты «Яндекса», которые позволят потребителю формировать свою корзину широкого ассортимента. Этого не было раньше, и с этим надо считаться», - отмечает Иван Федяков. В новой парадигме развития рынка будет важна не конкуренция, а партнерство и кооперация, заключил он.

За последние шесть лет, согласно статистике, рентабельность чистой прибыли снизилась в ретейле в 4 раза, с 4% до 1% в 2019 году, а темп роста выручки упал в 2 раза, с 18% до 9%. Рынок теряет баланс интересов. Растет недовольство собственников торговых сетей, и они перестают инвестировать в развития. Прогноз на 2021 год печальный – если такая динамика сохранится, половину нынешних лидеров рынка мы увидим в «красной зоне». Отрасль подошла к черте, за которой ее ждут грандиозные изменения. И надо задействовать все резервы, чтобы вернуть рынок в состояние баланса.