Об этом свидетельствуют данные опроса более 3 тыс. участников рынка торговли (ретейлеры и поставщики), который провел INFOline при поддержке Retail.ru. Как сообщил на онлайн-встрече «Поставщики и ретейлеры: противостояние или кооперация?» генеральный директор INFOLine Иван Федяков, настроения ретейлеров и поставщиков при этом отличаются.

По его словам, больше 25% опрошенных игроков рынка ждут снижения продаж на 10% и более. «Этот показатель существенно хуже, чем в 2019 году, когда 65% опрошенных говорили о росте объемов продаж», - сообщил Иван Федяков. Интересно, что поставщики при этом более оптимистичны, чем ретейлеры. «49% поставщиков заявили, что они ожидают даже рост объемов продаж по итогам года. А сети в этом плане более пессимистичны – 62% заявили, что ждут снижение объемов. Так что сейчас далеко не все так однозначно, как нам кажется», - говорит Иван Федяков. Но в целом по рынку 43% игроков говорят о снижении оборотов, а 43% - об ожиданиях роста. «И это интересно. Неопределенность вселяет оптимизм и надежду расти и развиваться дальше», - говорит Иван Федяков.

Конечно кризисные явления не могут пройти незамеченными для операционной деятельности компаний. По данным INFOLine, на вопрос о численности персонала 40% респондентов сообщили, что планируют сокращения штата по итогам 2020 года, а рекламные бюджеты будут резать 37% опрошенных.

Во время карантина спрос переключился с офлайна на онлайн. И на первое место вышла тема омниканальных стратегий. «По итогам марта е-com в России прирос на 36%. В апреле мы тоже видели динамичный рост в большинстве сегментов, даже в непродовольственном ретейле. Но в целом прирост скромный (за исключением продуктов питания, где оказался феноменальный рост – в 4,5 раза)», - констатирует эксперт.

Это меняет парадигму потребительского поведения. «Фактически, приучившись к регулярному и частому совершению покупок через Интернет, люди будут покупать там и дальше и будут расширять свой опыт. Но онлайн, не смотря на свой рост, все-таки не сопоставим с физической розницей. В прошлом году продажи в Интернете в России составили 1 трлн рублей, а общий рынок розницы был на уровне 30 трлн рублей. То есть e-com составляет 3-4% от розничного оборота. Рост в сегменте происходит от очень низкой базы. А значит не сможет компенсировать серьезное падение в физической рознице», - говорит Иван Федяков.

Поставщики заявили об активной кооперации с маркетплейсами и оналйн-игроками. А торговые сети пока делают ставку на свои Интернет-магазины (75% сетей имеют площадки в интернете). «Но и сети во время карантина стали активней сотрудничать и с маркетплейсами, развивать кооперацию и стратегию омниканальности. Хотя лидером по эффективности продаж остается собственный Интернет-ресурс (80%), но многие сети заявили, что сотрудничеством с маркетплейсами они довольны и оно помогает реализовывать продукцию в это непростое время», - говорит Иван Федяков.

Говоря о перспективах розницы и экономики в целом, он сообщил, что в краткосрочной перспективе России не избежать снижения доходов населения на 10% минимум (а если продлят изоляцию – до 20% по итогам года). Также будет рост безработицы, поскольку многие предприятия вынуждены будут закрыться. «В результате потребитель переосмыслит образ жизни. В регионах, где карантин уже отменяют, население уже ведет себя не так, как до пандемии. В Китае трафик в рабочее время уже восстановился, а в свободное он 3 раза меньше, чем до кризиса. Это значит, что люди избегают контактов и поездок, в том числе, в парки развлечений и магазины. Скорее всего, тоже самое будет и в России», - говорит Иван Федяков.

Конкуренция в ретейле, по его прогнозу, усилится. А консолидация отраслей продолжится. «Крупные игроки станут только сильнее, а многим малым и средним компаниям придется уйти. Трансформации будут тяжелыми и необратимыми», - говорит Иван Федяков. Многие участники рынка, по его словам, это понимают. «Больше половины из них заявили, что планируют использовать скидки на товары и промо, чтобы стимулировать сбыт. Вопрос лишь в том, какого размера будут эти скидки. Многие компании (25%) говорят, что будут вынуждены давать скидки на продукцию в размере 50% и более, чтобы стимулировать спрос в 2020 году. И эта спираль снижения цен и промо будет трансформировать рынок. Ценность бренда для потребителя снизится. На первый план выйдет соотношение цена-качество, а для многих потребителей просто цена», - сообщил Иван Федяков. Результатом станет рост покупок СТМ, а также развитие дискаунтеров.

«Кризис усиливает сильные тренды и нивелирует слабые. Еще до кризиса видно было, как сильно растет сегмент дискаунтеров. А кризис этот тренд усилил. Лидеры уже заявляют о тестировании и запуске этого формата до конца года. Для всех участников рынка это серьезный вызов в плане маркетинга, ассортиментной и ценовой политики», - пояснил Иван Федяков.

По его данным, 2/3 участников рынка сообщили, что цена – главный вопрос в переговорах сетей и поставщиков. «Чтобы выжить, стороны должны гибко подходить к решению этого вопроса – помогать друг другу в реализации ценовой стратегии, а не мешать заградительными мерами», - заключил эксперт.