В историю нашей страны и всего мира апрель 2020 года войдет как «черный апрель» из-за невиданного спада мировой экономики и пандемии коронавируса. Согласно исследованию INFOLine, индекс опережающих ожиданий бизнеса (PMI) в сфере услуг достиг в апреле исторического минимума — 12%, хотя даже уровень ниже 50% говорит о падении рынка, а тут не просто падение, а пикирование.

«По нашему прогнозу, от 20 до 50% компаний не переживут этот период и будут вынуждены уйти в банкротство, что станет тяжелым ударом для отрасли», — заявил генеральный директор INFOLine Иван Федяков.

Сколько российских ретейлеров и поставщиков ожидают по итогам 2020 года рост продаж, читайте здесь.



Были в апреле и другие антирекорды. «Налоговая инспекция отчиталась о снижении поступлений в бюджет на 30% по сравнению с апрелем прошлого года.

Остановились не только бизнес-процессы, но и перемещение людей по стране. Это видно из статистики перевозок: в РЖД они сократились на 70%, в авиа — на 90%, а международные авиаперевозки вообще близки к нулю. Упали в апреле и продажи автомобилей — на 72%», — перечисляет Иван Федяков.

Меры поддержки бизнеса, которые российские власти пытаются реализовывать, выглядят скромно. «Они точечные. Звучит много обещаний и предложений, но на круг эти меры оказываются меньше, чем меры других стран», — говорит эксперт. По данным INFOLine, все меры поддержки бизнеса в РФ сейчас оцениваются в 2-3% от ВВП. Для сравнения: в США это 10% от ВВП, а в других странах еще больше. «Наше правительство ведет себя консервативно, и рассчитывать бизнесу на его поддержку не приходится. Каждый сам за себя!» — констатирует Иван Федяков.

По итогам апреля эксперты видят перераспределение сил на потребительском рынке и прогнозируют, что выход из самоизоляции будет сопряжен с формированием новой реальности для участников сферы торговли.

«Чтобы понять, какой она будет, нужно вернуться на 15 лет назад. И вспомнить, что в кризис 2008 года падение потребительского сектора составляло 10%, а в 2015-м — 15%. Но если в первый раз рынок быстро восстановился, то на преодоление последствий последнего кризиса потребовалось почти 5 лет. Только в начале 2020 года мы стали получать положительные результаты по сегменту, а март был рекордным за последние 5 лет по объему продаж. Но «черный апрель» обнулил эти достижения», — сообщил Иван Федяков.


Об особенностях нынешнего кризиса и его влиянии на ретейл и торговую недвижимость, читайте здесь.




По его словам, нынешнее падение потребительского рынка будет крупнейшим в истории нашей страны. «Оно опасно не только своей глубиной. Но еще и тем, что нам предстоит пережить двойной удар: спад на 30% не будет компенсирован инфляцией. То есть цены не будут расти так же быстро, как это было в 2015 году, даже несмотря на реальное ослабление рубля. Потому что реальные доходы населения очень снизились.

Почти 30% населения полностью или существенно потеряли доход. При этом 50% экономически активного населения имеют кредиты. Они будут испытывать большие трудности не только в текущем потреблении, но и в обслуживании ранее взятых на себя финансовых обязательств. Так что ретейлеры просто не смогут поднимать цены, потому что население не готово покупать более дорогие товары», — пояснил Иван Федяков.

Восстанавливаться реальные доходы, по его прогнозу, в этот раз будут очень медленно — в течение нескольких месяцев, а может быть, и лет. Тем не менее торговые компании получили очень неплохие результаты по продажам в I квартале 2020 года. У лидера отрасли «Магнита» рост составил 17%, а у Х5 — 16%. «Это очень хорошо. Тем более что рост был связан не с экстенсивным развитием компаний, то есть ростом числа магазинов, а с тем, что эффективность действующих магазинов впервые за долгое время существенно опередила инфляцию, размер которой в отчетный период оказался на уровне 2%. Причем рост выше инфляции был почти у всего спектра сетей», — говорит Иван Федяков.

Но в апреле INFOLine зафиксировал сильное снижение объема продаж, в том числе и в FMCG-ретейле. Особенно тяжело переживают кризис гипермаркеты. «Во многих регионах они были даже какое-то время закрыты (и только после разъяснений Минпрома снова стали работать), но население опасается поездок в крупноформатные магазины и предпочитает закупаться у дома. Поэтому по итогам II квартала 2020 года мы увидим не столь позитивные цифры, в том числе в секторе продуктов питания», — заключил Иван Федяков.

Из выступления на онлайн-встрече «Поставщики и ретейлеры: противостояние или кооперация?», организованной Retail.ru