Об итогах опроса российских ретейлеров на тему основных проблем рынка во время пандемии и после нее рассказал директор по работе с розничными сетями Nielsen Россия Константин Локтев на онлайн-дискуссии о будущем торговых точек, организованной Retail.ru.

По его словам, главной проблемой последних двух месяцев ретейлеры назвали падение покупательского трафика. Об этом заявили 69% опрошенных (причем, опрашивали только фуд-ретейл, который в карантин продолжал работать). И 77% из них заявили, что падение трафика будет главной проблемой отрасли в  2020 году.

Второй по значимости проблемой рынка ретейлеры назвали девальвацию рубля и ее давление на цены. За нее проголосовал 62% опрошенных. На третье место участники рынка поставили проблемы с платежной дисциплиной (о ней заявили 23% респондентов). Сложности в операционной деятельности в период самоизоляции (организация работы на удаленке, проблемы со складами, дополнительные изменения в магазинах ради безопасности, нехватка персонала и перебои в поставках товара) беспокоили ретейлеров значительно меньше.

О трендах, которые в ближайшие три года изменят мир торговли, можно прочитать здесь.



«Ретейл столкнулся с серьезным вызовом. Изменения в сфере розничной торговли неизбежны. Главным изменением, по мнению самих участников рынка, будет снижение спроса из-за снижения реальных доходов (так думают 90% опрошенных), рост онлайн-каналов продаж (87%), реструктуризация офлайна, в том числе, за счет укрупнения игроков ради большей устойчивости бизнеса (72%), тренд на домашнее потребление (61%), повышенное внимание потребителя к здоровью и безопасности (57%). Причем, влияние этих трендов на рынок уже отчетливо проявляется», - говорит Константин Локтев.
  
Он согласен, что на динамику спроса больше всего влияет уровень реальных располагаемых доходов населения. «Мы еще экономически не успели оправиться от шока кризиса 2014 года, аэксперты уже прогнозируют заметный спад доходов – на 6,5% по итогам 2020 года. Но отличие текущей ситуации от прежних кризисов в том, что раньше падение доходов происходило из-за высоких темпов роста инфляции, которая их обесценивала. А в этот раз главной проблемой будет рост безработицы, и, как следствие, суммарное сокращение доходов людей и их спроса на товары», - говорит он.

Дать прогноз по изменению оборота российской розницы в 2020 году он затруднился, но заявил, что, если опираться на результаты прошлого кризиса, когда падение составило 10%, в этот кризис ожидаются похожие цифры, «а может падение будет и глубже».

Коронакризис, по его словам, изменил покупателя. Если раньше он активно шел в малые торговые форматы, настороженно относился к онлайну, активно искал промо, готов был переплачивать за качество и натуральность товара, делал выбор не только исходя из цены, но и в пользу качественного покупательского опыта, то сегодня ситуация кардинально изменилась.

  

Как карантин меняет потребительское поведение, можно прочитать здесь.



«Ограниченный в привычном стиле жизни покупатель вынужден работать удаленно и активно использовать онлайном для покупок. Он начинает привыкать к новым категориям товаров, к новым моделям потребления (например, домашнему) и глубоко погружается в диджитал среду во всем ее многообразии», - говорит Константин Локтев.

По данным Nielsen, динамика продаж в офлайне в натуральном выражении за апрель снизилась 2,4%. А в онлайне за период пандемии был зафиксирован рост на 100% и более. «За несколько недель произошло удвоение онлайна. Его долю мы оцениваем в 3,1% от общего оборота ретейла. И прогнозируем увеличение до 4% к концу года, поскольку темп роста сохраняется, хотя основная волна спроса и домашнего потребления уже схлынула», - говорит Константин Локтев.

По его словам, рынку нужен новый ретейл, способный быстро меняться через расширение собственной цифровой среды, способный адаптировать ассортимент под новые потребности людей, поддерживать устойчивость бизнеса, развивать новые каналы продаж и модели бережливого потребления. «За последние годы ретейл стал более хрупким, норма прибыли снижалась. Но чтобы выжить, придется инвестировать в новые модели бизнеса», - заключил он.