Совокупная выручка операторов электронной торговли в России по итогам 2019 года, по данным Data Insight, выросла на 28% и достигла 1,72 трлн рублей. А количество заказов за тот же период увеличилось на 50% до 465 млн штук. И в выручке, и в заказах рынок за год вырос быстрее, чем годом ранее – на 6% и 22% соответственно. «Это ускорение темпов – системное изменение», - заявил руководитель Data Insight Федор Вирин на онлайн-конференции «Retail CFO 2020».

До последнего времени рынок онлайн-торговли в России был очень раздробленный: было примерно 150 тыс. игроков и ни один из них еще в 2018 году не занимал даже 8% рынка. А значит, в отличие от других стран, в российском e-commerce не было лидера, который задавал бы тон. «Но два года назад около десятка игроков сегмента получили большие инвестиции на развитие. Совокупный объем вложений в сегмент с 2018 по 2021 годы составит $3-4 млрд. Только в проект «Беру» будет вложено около $1 млрд», - напомнил Федор Вирин.

Почему маркетплейсы это сыр в мышеловке, читайте здесь.



Благодаря этим средствам участники рынка начали скупать, арендовать и строить склады и другую инфраструктуру, а также вытеснили из медиа-пространства, в том числе из Интернета, привычную рекламу.

«В итоге, интернет-торговля стала ближе к покупателю и стала более стабильной и предсказуемой. Ее аудитория и обороты стали расти. И этот рост в перспективе только ускорится. Если в 2020 году, по прогнозу, оборот онлайн-ретейла в России составит 2,5 трлн рублей, то к 2024 году он вырастет до 7,2 трлн рублей. И совокупный оборот онлайна в России за 5 лет составит 23,4 трлн рублей», - сообщил Федор Вирин.

Этот прогноз, по его словам, учитывает ситуацию с пандемией, но не учитывает возможную «вторую волну». «Она видимо будет, но пока не понятно, в какой форме. Какими будут ее экономические и макроэкономические последствия для рынка – также не ясно», - пояснил Федор Вирин.

Влияние пандемии на ситуацию в Data Insight оценили в 1,6 трлн рублей в 2020 году.  Первый фактор влияния пандемии на рынок интернет-торговли заключается в том, что за 3 месяца карантина в онлайне появилось 10-15 млн новых покупателей. И их общее число достигло 60 млн человек из 100 млн взрослого населения страны. «Мы их видим и по опросам ретейлеров, и по новым продажам. Эти люди и так пришли бы в онлайн, но пандемия ускорила процесс. Поэтому в будущем этот фактор будет влиять на рынок интернет-торговли все слабее», - говорит Федор Вирин. По его словам, в интернет вынужденно пришли не только пожилые россияне, но молодые консерваторы, которые раньше отвергали e-commerce, как явление. «Этот покупатель очень медленно раскачивается. Но если он подключается к новому каналу, уже не отключится. Исключение составят те, кто получил первый негативный опыт в онлайне. Но таких очень мало», - уверен Федор Вирин.

Второй фактор влияния пандемии - рост частоты покупок. «Сидя на карантине мы стали покупать в интернете чаще и быстро поняли, что некоторые категории товаров там покупать удобно. Мы изменили привычки. Как вы знаете, все покупки делятся на эмоциональные и рациональные. Так вот, рациональные очень быстро переползают в онлайн», - добавил Федор Вирин.

Почему 1 рубль инвестиций X5 в e-com уже приносит компании 10 рублей, читайте здесь.




Третий фактор влияния пандемии на онлайн-торговлю связан с переходом многих людей на удаленную работу. «К концу года мы увидим, что 5-7 млн человек останутся на удаленке. Для всех этих людей исчезнет маршрут «работа – дом», со всеми магазинами, которые там находятся. Поход в магазин станет отдельным специальным действием. А мы все ленивые. Так что, многие не заходят туда ходить», - говорит Федор Вирин. Кроме того, удаленных сотрудников переедет в дальние пригороды и менее крупные города, где ограничен офлайн-ассортимент. «Единственная возможность получить привычные продукты в глуши – заказать их онлайн. Конечно, при условии, что там есть Интернет. Это спровоцирует резкий рост географии, мощности и аудитории некоторых игроков онлайна», - пояснил Федор Вирин.

Четвертый фактор заключается в том, что на карантине многие потребители осознали, что в онлайне появилось хорошее предложение продуктов питания от разных игроков, а не только от «Утконоса», как раньше. «Высокая конкуренция в этом сегменте увеличит темп развития продаж. Во многих городах России уже появились маленькие локальные магазины, которые за время карантина научились доставлять продукты своими силами. Поэтому в мае сегмент продуктов в онлайне вырос в 4.5 раза год к году», - отметил Федор Вирин.

В Data Insight напомнили, что онлайн-торговля - это не новая история, а канибализация офлайн-розницы. «Сейчас онлайн-торговля составляет 4% от оборота всей российской розницы, а в 2024 году ее доля вырастет до 19%. Под влиянием пандемии она будет расти не менее, чем на 6% в год до 2024 года. Совокупный дополнительный прирост, который получит онлайн-розница в России из-за «фактора пандемии» за ближайшие пять лет, составит 4,4 трлн рублей, говорят в Data Insight.