Магазины DIY & Household (товары для ремонта и для дома) пережили коронакризис и начали восстанавливаться одним из первых сегментов непродовольственной розницы. В апреле 2020 года случился обвал товарооборота до 30%, в конце мая началось восстановление, выход в положительную зону по сравнению с показателями прошлого года. «Все лето динамика оставалось положительной, сохраняющей оптимизм относительного дальнейшего развития этого сегмента. Очень важно, что основная поддержка пришла из онлайн-торговли, у всех DIY-ретейлеров это тема №1. Потребители переключились на покупки через интернет. Суммарно аудитория интернет покупателей нашей стране увеличились на 12 млн человек. Сегодня около 60 млн россиян регулярно что-то покупают через интернет, DIY-товары подходят для дистанционных покупок, мы видим в этом канале динамичный рост», — отмечает генеральный директор INFOLine Иван Федяков.

В 2020 году лидеры рынка, компании из топ-10 («Леруа Мерлен», «Петрович», «ОБИ», «Сатурн», «Касторама», «Бауцентр», «Максидом», «Строительный двор», «Мегастрой», «Аксон») активно развивали омниканальную модель. «Это было трендом №1. В условиях, когда многие магазины попали под ограничительные меры и были закрыты, потребители переключились на покупки через интернет. Но пошли они в те магазины, которые им знакомы и хорошо известны. Чаше всего в магазины крупных сетей. Компании оперативно реагировали, модернизировали свои IT-системы, наращивали ресурсы логистики, чтобы удовлетворить возросший спрос», — говорит Иван Федяков.

На начало этого года доля топ-10 крупнейших игроков на рынке DIY была 20%, что меньше, чем в физической рознице, где они занимают 45%. Но рынок будет быстро консолидироваться, и в ближайшие годы мы увидим стремительную динамику, прогнозируют в INFOLine.

Пока в онлайн торговле в сегменте DIY & Household лидируют другие компании. INFOLine подсчитал количество товарных позиций товаров для ремонта, дома и мебели в ассортименте крупнейших игроков российского e-commerce. На Ozon и на goods.ru представлено свыше 600 тыс. SKU, на Wildberries более 280 тыс. SKU, на «Беру.ру» более 200 тыс. SKU.

По словам Ивана Федякова, несмотря на рост онлайн-продаж, по итогам года ожидается снижение объема продаж на этом рынке, по самым оптимистичным прогнозам, на 7%. По итогам 2019 года российский рынок DIY& Household вырос на 5,1% и достиг 2,3 трлн рублей.


В начале пандемии мы отмечали просадку по строительным категориям. Это было связано с тем, что было трудно работать прорабам, пропала значительная часть мигрирующей рабочей силы, и большое количество проектов, связанных с ремонтом квартир, со строительством загородных объектов застопорились. Нельзя сказать, что товары для дома были для нас точкой роста, скорее, они стали точкой не падения. В этой категории мы наблюдали более положительную динамику, чем стройматериалах.
Мы не настолько сильно ощутили падение, связанное с закрытием магазинов, в Петербурге, основном регионе нашего присутствия мы продолжали работать офлайн, но с определенными ограничениями, также в Нижнем Новгороде и Уфе. Были полностью закрыты магазины в Казани и Московской области, они перешли в формат dark store.
Как и вся отрасль, мы очень сильно почувствовали скачок онлайн-продаж, если до пандемии у нас доля онлайн-продаж составляла 6%, то в апреле она выросла до 25%. Это было непросто пережить, самая большая проблема была с внутренней логистикой. Одно дело, когда приходят покупатели, сами берут товар, несут его до кассы, наша задача его просто пробить, и совсем другое, когда каждый заказ приходится собирать вручную. После того, как магазины открылись, у нас онлайн продажи снизились до 10%, но все равно они выше докризисных. То есть рост почти 80%. Как будет ситуация развиваться дальше, мы пока не знаем.


В начале этого года доля категории «Дом и сад», куда мы относим товары для строительства, ремонта и товары для дома и дачи, на «Яндекс.Маркет» была на уровне 16%. Как только начались ограничения на работу розничных магазинов, в апреле и мае доля этой категории на «Яндекс.Маркете» превысила прошлогодние значения, пик спроса, более 19%, был достигнут в июне. После снятия ограничений, спрос не упал до докризисных показателей.
Внутри этой категории наибольшим спросом в июне пользовались инструменты (15,6%), садовая техника (13,4%) и сантехника (12,2%). В этом году существенное изменение произошло в спросе на бассейны, он вырос в 1,5 раза, а доля грилей и товаров для пикника — практически в 2 раза. Трендом этого лета стал повышенный спрос на товары для загородного отдыха. Это тенденция характера как для «Яндекс. Маркета», так и маркетплейса «Беру.ру». В июне доля товаров для дома и сада составляла почти четверть от всех заказов на «Беру.ру» —24%.

 

На основе выступлений на Retail Форум «Актуальная аналитика рынка ритейла и маркетплейсов в постпандемический период» в рамках Heimtextil Russia.Digital 2020