В начале 2020 года у российского рынка foodtech (рынок продажи продуктов с использованием современных технологий) и без пандемии были отличные перспективы. По итогам предыдущего года оборот рынка вырос на 67% и достиг 45 млрд рублей. Но пандемия дала этому сегменту не просто толчок к развитию, а волшебный пендель. Об этом на онлайн-конференции «Гиперскачок онлайн-торговли: вызовы и выводы», организованной порталом Retail.ru, сообщил генеральный директор INFOLine Иван Федяков.

По его словам до начала карантина самыми популярными видами foodtech в России были следующие: доставка продуктов из магазинов; доставка от производителей (но не у всех это получалось, например, «Мираторг» открыл и закрыл Интернет-магазин и только недавно его перезапустил); доставка готовых продуктовых наборов; экспресс-доставка (в больших городах их можно получить за 15-20 минут); собственная доставка от крупных интернет-магазинов; интернет-магазины торговых сетей. «Все многообразие сервисов foodtech было представлено в России. Все они быстр наращивали обороты и имели отличные перспективы», - говорит Иван Федяков.
  
В пандемию, по его словам, оборот розничной торговли и общепита резко снизился. «В апреле рынок потерял 30%, в мае – 25%, в июне – 10%. И хотя сегмент постепенно восстанавливается, мы в глубоком минусе по сравнению с прошлыми кризисами", - констатирует он.

Во время самоизоляции у людей не было иного выхода, кроме как переключиться на покупки через интернет. "Не удивительно, что в сегменте продуктов питания продажи на карантине выросли в 4,5 раза, по отношению к тому же периоду 2019 года. И эта динамика сохранится надолго», - говорит эксперт.


Как провалился потребительский сектор в России в пандемию, читайте здесь.




Иван Федяков подчеркнул, что в кризис выиграли те компании, которые в предыдущие годы делали ставку на омниканальное развитие. Они смогли компенсировать падение продаж в физических магазинах и получить новых покупателей в онлайне.

По данным INFOLine, на начало 2020 года 70% рынка FMCG занимали торговые сети, и основная доля оборота (33%) приходилась на топ-10 крупнейших компаний. Но по итогам 1 полугодия доля топ-10 возросла до 35%. «Эти компании смогли сохранить комфортные цены для покупателей и работоспособные магазины. Но помимо конкуренции в офлайне, они включились в борьбу за покупателя в Интернете. В 2020 году к этой технической гонке подключились лидеры рынка – «Магнит» и Х5. В принципе, свои интернет-магазины сделали все ретейлеры, кроме, разве что, «Светофора», который работает в эконом-нише и развивает продажи через соцсети. Он бы тоже сделал онлайн-магазин. Но проблема в том, что у этой сети нет единого ассортимента», - сообщил Иван Федяков.

Стратегии у ретейлеров разные. Кто-то делает ставку на свои магазины, кто-то – на сотрудничество с сервисами доставки. По данным INFOLine, среднее количество доставок в день, по итогам 1 полугодия 2020 года, у «СберМаркета» превысило 9 тысяч, у Igooods – 5 тысяч. Интересные результаты и e сервисов доставки продуктов. Так, «ЯндексЛавка» делала более 22 тысяч доставок в день по России, а «Самокат» – более 26 тысяч.
«Летом рост замедлился. Виновато лето. Осенью компании продолжат развитие. Эти сервисы неизбежно меняют потребительское поведение россиян. Многие хотят ими воспользоваться», - сообщил Иван Федяков.

По данным INFOLine, лидером рынка по продаже продуктов питания онлайн по итогам 1 полугодия 2020 года остается «Утконос». Но ему на пятки наступают «СберМаркет», обороты которого выросли в 14 раз и Х5, который благодаря многообразию проектов доставки, увеличил продажи на 370%. «Да, «Утконос» все еще лидер. Но это связано с тем, что догоняющие компании не успели за первое полугодие сформировать нужный объем выручки. Во второй половине года лидер, конечно, сменится. Но кто возглавит отрасль – «СберМаркет» или Х5 – пока не понятно. Обе компании яростно борются за эту возможности и не хотят ее упустить», - говорит Иван Федяков.

Говоря о будущем рынка продуктов питания он сообщил, что его перспективы на текущий год довольно слабые. «Мы рискуем даже получить отрицательную динамику продаж. В 2021 и 2022 году ждать роста от этого рынка тоже не приходится. Слишком много факторов, сдерживающих его развитие», - сообщил он.

Но все что касается foodtech, по его прогнозу, будет стремительно развиваться. «В 3 раза рискуем увеличить этот рынок по итогам 2020 года. И дальше рост продолжится. А если посмотрим еще и на сопутствующие товары, на FMCG-онлдайн, где сосредоточен большой объем спроса – то получим колоссальную перспективу для развития. Этот факт уже нельзя игнорировать. Всем ретейлерам и производителям советую закладывать в стратегию развития работу в Интернете», - заявил Иван Федяков.
  
По его прогнозу, доля онлайна на рынке FMCG по итогам 2020 года составит 130 млрд рублей. Из них 16 млрд рублей придется на продукты питания. «Это менее 1%. Немного. Но это средняя температура по больнице. Отдельные категории товаров очень зависимы от Интернета и там доля продаж будет гораздо больше», - говорит он. А к 2023 году онлайн продажи продуктов питания в России, по его прогнозу, превысят 300 млрд рублей.

Рынок ждут и качественные изменения. «Консолидация на рынке FMCG продолжится. Доля топ-10 сетей по итогам года составит 75% (в 2019 было 70%). А к 2023 году до 5% жителей городов-миллионников будут покупать food онлайн», - уверен Иван Федяков.

Как происходит консолидация рынка ретейла, читайте здесь.



Кроме того, на рынке будет усиливаться и межформатная конкуренция. Иван Федяков напомнил, что "Метро" уже запускает пункты выдачи интернет-заказов в магазинах, «ЯндексЛавка» сотрудничает по доставке с «Магнитом» и запускает собственные торговые марки, а Х5 объединяет свои многочисленные службы доставки в сервис «Около», который запустит во втором полугодии 2020 года. "Все это приведет к тому, что ассортимент, который мы покупаем в гипермаркетах станет ближе. Конкуренция на рынке вырастет», - говорит он.

Усилится, по его прогнозу, и межканальная конкуренция. Он напомнил, что в топ-10 по продаже продуктов питания уже вошли OZON и Wildberries, что Сбербанк инвестирует в «СберМаркет» и тот планирует новые проекты. «Все это будет менять потребительские предпочтения. Похоже, период конкуренции, который долгие годы развивал рынок ретейла, заканчивается. Мы переходим к стадии партнерства. Проекты становятся сложными. И одной компании их уже не осилить. Поэтому всех призываю к кооперации. Только так можно добиться успеха в будущем", - заключил Иван Федяков.