Компания-франчайзер очень молода, не имеет зарегистрированного товарного знака и открыла небольшое количество собственных точек
Вас должны насторожить возраст моложе 3 лет и менее 5 точек в сети. Покупая франшизу, вы покупаете опыт. В первую очередь, опыт масштабирования бизнеса. А в этом случае вам предлагают масштабировать непонятно что.
Прежде чем уплатить паушальный взнос, вы должны быть твердо уверены, что все внутренние процессы выстроены и максимально отточены на точках, которые принадлежат франчайзеру. В противном случае вам придется донастраивать все процессы самому, в то время как франчайзер за ваши деньги на вас же будет отлаживать процессы всей сети.
Поставки товара не распланированы на год вперед
Ассортимент — основа всего. Если нет специальных программ предзаказов и на год вперед не спланированы закупки — франшиза не продумана. Вам должно быть удобно. Вывеска с узнаваемым брендом это далеко не все. Франчайзер должен завязывать на себя порядка 60-70% бизнес-процессов. Все товарные матрицы должны согласовываться с вами. Франчайзер должен грамотно планировать завозы и продажи, вовремя избавляться от товаров, запускать рекламные кампании и скидки, особенно это актуально в сезонном бизнесе.
Это плохо для всех типов ретейловых франшиз, даже, если коллекции, как в fashion-индустрии, обновляются очень часто. Потому что может возникнуть ситуация, когда основная сеть забирает себе все товары, которые продаются лучше всего, а франчайзи поставляет не совсем нужное, товары, на которые спрос ниже. И при этом все равно требует денег за поставленный товар. У партнеров должна быть гарантия, что они этот самый продаваемый товар получат.
Отсутствие паушального взноса
Как правило, таким ходом компания пытается заманить потенциальных партнеров. Радость от очевидной экономии быстро сменится разочарованием от уплаты не пойми откуда взявшихся платежей и дополнительных обременений. Паушальный взнос не берется из воздуха и имеет экономическое обоснование.
Он складывается из оплаты работы офиса — сотрудники проводят предварительную работу, вносят информацию о новой точке на сайт, в рекламные макеты и другие информационные материалы. Новая партнерская точка как минимум на первом этапе всегда отбирает часть трафика у уже запущенных магазинов. Плюс франчайзер продает часть трафика своего сайта.
Уплатив паушальный взнос, вы покупаете не только идею. Идею просто скопировать, она редко представляет собой ноу-хау. Ценность может складывается, скажем, из уникальных IT-технологий, супернизких цен на товар, эксклюзивного ассортимента. Вместе с этим бренд должен быть известен в регионе. Вы платите за узнаваемость среди клиентов, посещаемость сайта и конверсию.
Конечно, из этого правила могут быть редкие исключения, но и в этом случае, скорее всего, роялти и даже паушальный взнос будут «вшиты» в стоимость товара. Каждый потенциальный франчайзи должен понимать, что в целом, чтобы открыть магазин, компания должна потратить ресурсы. Она задействует закупочный отдел, розницу, согласовывает графики поставок и рекламные баннеры. Все это не может быть бесплатным. Бесплатным не дорожат. Если компания себя уважает и понимает свою ценность, то может это продать.
У франчайзера нет центра обучения персонала
Найти персонал — одна из ключевых задач при открытии партнерской точки. Пока вы ее не решили, запускать бизнес нельзя. Центр обучения персонала требует инвестиций в программы и тренеров. Его наличие у франчайзера говорит о комплексном подходе к делу и серьезном отношении к бизнесу. Например, мы в 2021 году открыли центр обучения продавцов, а в ближайшее время планируем запустить и центр обучения механиков.
Основатель франчайзинговой сети не может ответить на финансовые вопросы
Человек, агитирующий вас купить франшизу, модный инстаграм-блогер, который спекулирует предпринимательской романтикой и упирает на драйв и эмоции от запуска нового дела? Гоните его в шею. Через год вы останетесь у разбитого корыта. Окажется, что результат был не так и близок. Вы сами уже не справляетесь со всеми процессами без помощников, а это дополнительные деньги, которые выходят за рамки изначального бизнес-плана. Лицом компании должен быть как минимум генеральный директор с опытом руководства предприятием, который не впадает в ступор при словах «рентабельность» и «точка безубыточности». В идеале франчайзер должен иметь стандартные бизнес-планы для столицы и регионов, а дальше уже считать для каждого партнера индивидуально.
В регионе нет точки самого франчайзера
Чтобы партнерская точка в регионе работала успешно, сначала туда должен прийти сам франчайзер: организовать склад и наладить интернет-магазин. Одним словом, заложить надежную базу. Только после этого имеет смысл открывать там свою точку франчайзи.
Если мы сами еще не присутствуем в регионе, то, во-первых, берем маленькие роялти, а во-вторых, сразу предупреждаем, что рекламы нет и интернет-магазин работает с задержкой. В-третьих, такую франшизу мы продадим только человеку с большим бизнес-опытом и хорошим запасом капитала. Желательно, чтобы для него это был дополнительный бизнес. Пока мы не присутствуем в этом регионе, мы не сможем там обеспечить значительный рост бизнеса.
Франчайзер не пригласил вас на личную встречу
Грамотный франчайзер не заключит договор с первым встречным. Он должен удостовериться в наличии у вас опыта ведения бизнеса или хотя бы организаторских способностей и, конечно, стартового капитала. Это все выясняется путем прохождения тестов, заполнения анкет и личной встречи в офисе франчайзера. Уже после заключения договора не лишним будет обязательство для самого партнера пройти стажировку в центре обучения франчайзера.
Итак, покупая франшизу, убедитесь, что этот бизнес вам психологически комфортен, франчайзер еще до вашего прихода отточил все процессы, озаботился брендингом, регистрацией товарного знака и обучением персонала. А финансовые показатели уже состоявшихся франчайзи красноречивей всего покажут вам, выгодно ли работать под этим брендом.