Магазины под вывеской «ВелоДрайв» знакомы, наверное, почти каждому жителю Петербурга. И не удивительно, ведь в этом году бренду исполняется 15 лет. В 2004 году будущий основатель сети «ВелоДрайв» Кирилл Остапенко открыл первую палатку по продаже велосипедов у станции метро «Черная речка».

С того времени палатки превратились в современные магазины в торговых комплексах и стрит-ретейле. Сегодня сеть «ВелоДрайв» насчитывает 19 магазинов в Петербурге и Москве. Большая часть открыта по франшизе. Консолидированный оборот компании (с учетом франчайзинговых точек) за 2019 год составил 500 млн рублей.

Биография

Кирилл Остапенко родился в 1983 году в Ленинграде. В 2005 году окончил Санкт-Петербургский государственный университет по специальности «Юриспруденция». Уже на втором курсе параллельно с учебой начал заниматься бизнесом. Активно увлекаясь спортом, через Интернет организовал компанию по популяризации велоспорта и продаже велосипедов населению. После окончания университета начал заниматься юридической практикой и одновременно создавал сеть веломагазинов. В настоящее время «ВелоДрайв» проводит различные мероприятия, направленные на популяризацию велоспорта.

 




ТЦ нас раньше не воспринимали
«Представители администрации торговых центров раньше не воспринимали всерьез розничные велосипедные магазины на территории комплексов: говорили, что это неконцептуально и грязно. Но в тот момент, когда в торговых центрах начали выделять этажи для магазинов детских товаров, мы быстро сориентировались и запустили формат «ВелоДрайв kids» — магазины площадью до 300 м2. Так мы попали в крупные ТРК», — рассказывает Кирилл Остапенко, подчеркивая, что в магазинах этого формата продаются велосипеды не только для детей, но и для взрослых.

Топ-10 сетей по продаже спортивных товаров

Для того чтобы расширить ассортимент для взрослых, компания стала развивать еще один формат — Cycling world. Это магазины площадью от 300 м2 до 1000 м2, на которой представлен широкий ассортимент товаров и доступны дополнительные сервисы — мастерская по ремонту, прокат.

Минусы ТРК и стрит-ретейла
Попав в заветные торговые комплексы, Кирилл Остапенко понял, что не все так радужно, как он себе представлял. Например, не во все торговые центры покупатели могут зайти с велосипедом, здесь действуют жесткие правила поставки товаров в определенное время, процветает высокая и порой агрессивная конкуренция, да и арендные ставки непомерно высоки.  

Справка

ООО «Велодрайв» создано в 2004 году. В 2005 году у нее появился сайт, а в 2009 году запущена система франчайзинга. В настоящее время сеть насчитывает 19 магазинов, из них 14 в Петербурге, а пять в других городах - три в Москве и по одному в Екатеринбурге и Ижевске. Большая часть торговых точек работает по франчайзингу. Основной владелец компании Кирилл Остапенко.




По этим причинам компания продолжила открывать магазины в стрит-ретейле, стараясь найти локации с хорошим трафиком. Так появилась идея еще одного формата — Bicycle Center. Площадь таких магазинов начинается от 150 м2.

Но и в стрит-ретейле очень нелегко найти хорошее место. Например, можно нарваться на неадекватных соседей с хорошей фантазией, которые всеми правдами и неправдами будут пытаться закрыть «вражеский» магазин. Кирилл вспоминает случай с одной из розничных точек на 1-м этаже жилого дома в Петербурге, когда жильцы с верхних этажей даже выливали воду на голову продавцам.

Новый заход в Москву
«Лет шесть назад мы открыли магазин в Люберцах по франшизе, и наши позиции в поиске в «Яндексе» очень сильно взлетели. Позиции в поиске по основным запросам по Москве у нас были даже лучше, чем по Петербургу. Но франчайзи тогда плохо отработал, не закупал ассортимент, а потом даже отключил телефон, по которому покупатели могли дозвониться. Когда мы начали выяснять, оказалось, что у него было слишком много звонков от клиентов и ему каждый раз приходилось говорить, что у него нет той или иной модели, как на сайте. Он закупал очень мало. С тем франчайзи мы перестали работать, надо было самим выходить в Москву, но мы тот момент проспали. Года три назад мы нашли новых партнеров, их основной бизнес — автоломбарды и продажа горнолыжного оборудования. Компания закупает стоки весной и летом, благодаря чему зимой продает лыжи и сноуборды с хорошими скидками. А летом с удовольствием отдает все площади под наши велосипеды», — делится Кирилл Остапенко.

В 2019 году «ВелоДрайв» самостоятельно открыл магазин площадью 300 м2 в Москве в стрит-ретейле и сейчас проводит большую работу по восстановлению позиций в «Яндексе».

Как выживать небольшим сетям
Бизнесмен признается, что спортивная розница чувствует себя не очень хорошо, а рынку по продаже велосипедов еще тяжелее, так как в этом бизнесе присутствует ярко выраженная сезонность — с апреля по июль, а затем начинается спад. Рынок с 2014 года стагнирует, маржа падает, поэтому те сети, которые не смогли перестроиться, выбывают с рынка.

Кирилл Остапенко, основатель и генеральный директор сети магазинов «Велодрайв»
Кирилл Остапенко, основатель и генеральный директор сети магазинов «Велодрайв»Фото предоставлено пресс-службой


По мнению предпринимателя, сегодня обязательно надо уходить в более маржинальные группы товаров. Это могут быть как дешевые, так и дорогие велосипеды, но главное — с более высокой нормой прибыли. Для этого надо проводить большую и серьезную работу с поставщиками, вводить дополнительные сервисы и услуги для покупателей. Например, «ВелоДрайв» в Петербурге стал давать в прокат сноуборды и горные лыжи, брать на хранение велосипеды. «Кажется, что это ерунда, но мы на этих сервисах нормально зарабатываем. Прокат у нас дешевле, чем у горнолыжных курортов в Ленобласти, а ассортимент шире», — признается Кирилл.

В мае «ВелоДрайв» планирует запустить проект по созданию шеринга электросамокатов в Петербурге вместе с компанией Molinos и эстонской компанией по прокату велосипедов Möbius.

Кроме того, «ВелоДрайв» поставляет велосипеды для курьерских компаний, а также осуществляет обслуживание велопарка. И делает на это большую ставку в связи с активным развитием сервиса доставки еды и онлайн-торговли.

ТОП-7 главных событий в электронной торговле в 2019 году читайте здесь.



Кирилл Остапенко уверен, что дальше рынок будет развиваться по пути консолидации, ведь небольшим сетям все сложнее выживать в нынешних условиях. Мелкие игроки должны примкнуть к крупным спортивным ретейлерам или сами расширять ассортимент, потому что работать с товаром, имеющим ярко выраженную сезонность, становится все сложнее. Чтобы нивелировать сезонность, «ВелоДрайв» пошел по пути расширения товарных категорий, которых нет у лидеров рынка, и несколько лет назад купил интернет-магазин Dosok.net. Теперь в некоторых петербургских магазинах «ВелоДрайв» продаются сноуборды, лыжи и сопутствующие им товары.

«Еще один из вариантов нашего развития — пойти по пути мультибрендового спортивного ретейлера, то есть добавлять к уже продаваемым новые бренды. Лидеры рынка, например «Спортмастер» и «Декатлон», не хотят работать с крутыми брендами из-за невысоких наценок, им выгоднее везти СТМы», — считает Кирилл Остапенко.

Примерочные и зоны ожидания
Эксперты отмечают, что «ВелоДрайв» — один из немногих успешных примеров среди небольших узкоспециализированных сетей с дополнительными сервисами для покупателей.

Магазин по продаже велосипедов «Велодрайв»
Магазин по продаже велосипедов «Велодрайв»Фото предоставлено пресс-службой
Магазин по продаже велосипедов «Велодрайв»
Магазин по продаже велосипедов «Велодрайв»Фото предоставлено пресс-службой
Магазин по продаже велосипедов «Велодрайв»
Магазин по продаже велосипедов «Велодрайв»Фото предоставлено пресс-службой
Магазин по продаже велосипедов «Велодрайв»
Магазин по продаже велосипедов «Велодрайв»Фото предоставлено пресс-службой
Магазин по продаже велосипедов «Велодрайв»
Магазин по продаже велосипедов «Велодрайв»Фото предоставлено пресс-службой
Кирилл Остапенко (справа), основатель и генеральный директор сети магазинов «Велодрайв»
Кирилл Остапенко (справа), основатель и генеральный директор сети магазинов «Велодрайв»Фото предоставлено пресс-службой
Магазин по продаже велосипедов «Велодрайв»
Магазин по продаже велосипедов «Велодрайв»Фото предоставлено пресс-службой
Магазин по продаже велосипедов «Велодрайв»
Магазин по продаже велосипедов «Велодрайв»Фото предоставлено пресс-службой
Магазин по продаже велосипедов «Велодрайв»
Магазин по продаже велосипедов «Велодрайв»Фото предоставлено пресс-службой
Корпоративная спартакиада «Велодрайв»
Корпоративная спартакиада «Велодрайв»Фото предоставлено пресс-службой
Магазин по продаже велосипедов «Велодрайв»
Магазин по продаже велосипедов «Велодрайв»Фото предоставлено пресс-службой
Магазин по продаже велосипедов «Велодрайв»
Магазин по продаже велосипедов «Велодрайв»Фото предоставлено пресс-службой
Магазин по продаже велосипедов «Велодрайв»
Магазин по продаже велосипедов «Велодрайв»Фото предоставлено пресс-службой
Магазин по продаже велосипедов «Велодрайв»
Магазин по продаже велосипедов «Велодрайв»Фото предоставлено пресс-службой


Сегодня многие мелкие спортивные сети сталкиваются с падением трафика. «Клиенты уходят в онлайн, поэтому прибыль у маленьких магазинов падает. Но такие игроки забывают, что кроме цены, которая, бесспорно, влияет на принятие решение о покупке, есть и другие факторы», — отмечает Тарас Кащук, бренд-менеджер зарубежного спортивного бренда Hoka One One.

Во-первых, небольшие сети обязательно должны иметь сервис по качественному подбору товара, так как человек, покупающий дорогой велосипед, не понимает функциональную разницу в моделях за $3 тыс. и $10 тыс. Во-вторых, надо иметь сервисы по ремонту и хранению крупногабаритного спортивного инвентаря.

Как меняется представление об эмоциональном ретейле читайте здесь.



«80% спортивных точек — это непонятные ценники, плохое освещение, к тому же там неуютно. Клиенту не хочется возвращаться. Надо добавить немного креатива, хенд-мейда, потому что такая история продает больше», — говорит Тарас Кащук и советует обращать внимание на примерочные, так как во многих отсутствуют чистые коврики и крючки для одежды или сумок.

«Не все семейные пары предпочитают один и тот же вид спорта, и второй половинке часто скучно ходить по магазинам. Поэтому в магазинах надо создавать комфортную зону ожидания. Я, например, когда ходил со своей девушкой по магазинам, очень любил розовые диванчики в сети Киры Пластининой (в 2017 году сеть ушла с рынка. — Ред.), на столиках лежали мужские журналы. Пока одна половинка занята чем-то, вторая — может покупать спокойно, а сети — зарабатывать. Да, эта зона отъест кусочек торгового зала, но это принесет вам больше денег. Сейчас никакой спортивный магазин не может существовать без сервиса», — говорит Тарас Кащук, подчеркивая, что во многих спортивных магазинах нет ни программы рассрочки, ни возможности протестировать дорогие модели велосипедов.

Лидеры рынка
В России лидером по объему продаж среди специализированной спортивной розницы, по данным Союза горнолыжной индустрии, является «Спортмастер» с выручкой 104,6 млрд рублей, на втором месте — Adidas (48,3 млрд рублей), на третьем — «Декатлон» (27,3 млрд рублей).

Что касается велосипедных сетей, то это, как правило, небольшие компании, среди крупных игроков можно отметить «Велострана» (Москва, 18 магазинов), «Алиенбайк» (Петербург, 3 магазина), «Велосклад» (Москва, 1 гипермаркет и около 60 пунктов вывоза товара), «Ультраспорт» (Москва, 6 магазинов).  

По данным Союза горнолыжной индустрии, мировой объем рынка спортивных товаров составил более $200 млрд в год. Из категорий лидеры продаж — это спортивное снаряжение, спортивная одежда и спортивная обувь. Более 70% всего мирового производства спортивной продукции приходится на Китай.
  
Объем российского рынка спортивных товаров по итогам 2018 года, по разным оценкам, составил 420-430 млрд рублей. Из них 40% приходится на продажи спортивной одежды, 28% — на спортивный инвентарь, 22% — на спортивную обувь.

Какие физкультурные активности в ТЦ со временем превращаются в настоящий спорт читайте здесь.