Франчайзинг — понятный и хорошо формализованный процесс (в идеале). Однако мы живем на рынке довольно долго и поэтому знаем: из российских франшиз, запущенных лет десять назад, до наших дней дожили единицы. Остальные просто исчезли, причем не всегда в силу рыночных причин.
Но наш текст не об этом. А о том, что сегодня (как и 10 лет назад) потенциальный франчайзи выбирает среди многих вариантов и все равно иногда ошибается.
И все же 10 лет не прошли зря. Мы не можем предсказать будущее, но уже умеем анализировать кое-какие факты из недлинной истории российского франчайзинга. Поэтому сегодня мы не станем советовать, какую франшизу «надо брать». Зато покажем основные признаки тех, с которыми лучше не связываться.
Франшиза из ничего
У такого франчайзера «без единой точки» есть свои аргументы. Так, он может пояснить, что его франшиза вот только вчера адаптирована для России, а исходник — это успешная западная бизнес-модель. Это похоже на правду, поэтому многие верят.

Если у франчайзера нет ничего своего, тогда, как говорится, что держит его на этой земле? Что мешает ему, собрав в чемодан паушальные взносы… в общем, додумайте сами.
Но главный вопрос по поводу франшизы из ничего — простой и логичный. Если у франчайзера нет ничего своего, тогда, как говорится, что держит его на этой земле? Что мешает ему, собрав в чемодан паушальные взносы… в общем, додумайте сами.
Кто-то скажет: есть примеры вроде магазинов инструментов или визовых центров, а также других сервисов, которые изначально создавались в качестве франшизы. Также есть компании, которые начинают продавать франшизу буквально через неделю после запуска, что называется, «со стартовой точки». Еще раз повторю: это даже правильно — с первых же дней думать о развитии своей франшизы, например, если вы оптовик-дистрибьютор. И все же ценность франшизы «с опытом» растет прямо пропорционально этому опыту.
Иногда франчайзеры без своих точек предлагают первым франчайзи чисто символический паушальный взнос. Соответственно, на них-то и будут отрабатываться бизнес-процессы. Хочет ли франчайзи поработать подопытным кроликом — его личный выбор.
Слишком дорогая (дешевая) франшиза
Добавим: никто не отменял простую человеческую жадность. Миллион рублей паушального взноса за мини-кафе? Роялти с первого дня договора (даже если торговля еще не началась)? Все это — очень странная практика, не имеющая ничего общего с российской реальностью.
Франшиза без прав
Откровенные аферисты выявляются и в этой области. Поэтому нелишне проверить наличие свидетельства на товарный знак, а также классы МКТУ с приоритетным использованием, которые в нем указаны. Для справки: МКТУ — это Международная классификация товаров и услуг, в которой регистрируются товары (до 34-го класса) и услуги (от 35-го и далее). Наличие сертификатов легко проверить через тот же Роспатент, причем без посредников.
Кстати, сам факт подачи заявки в Роспатент многие используют как разрешение к продаже франшизы. Это не совсем так, хотя поданная заявка и обеспечивает приоритет перед аналогичными или сходными заявками, которые могли быть поданы позднее. Фирмы-однодневки, как правило, обходят этот момент в разговорах с потенциальными франчайзи. В то же время формально они могут продавать франшизы на свой страх и риск, чем и пользуются (как правило, недолго).
Признаки воровства торговых марок — отдельный разговор. Иногда факт пиратства труднодоказуем. И все же, условно говоря, если франчайзер предлагает франшизу кафе под названием «Терем. ОК», есть все основания полагать, что в регистрации ТМ ему было (или будет) отказано. Также проблематично будет зарегистрировать ТМ наподобие «Русского мороженого»: теоретически такие наименования могут быть зарегистрированы в составе комбинированного товарного знака — при этом без предоставления им самостоятельной охраны.
Слишком умная франшиза
Представьте: вы открыли в городе-миллионнике ателье одежды haut-couture по раскрученной столичной франшизе. Иногда — именной, условно — «Мсье Кутюрье». Потенциальный спрос велик, узнаваемость бренда высокая. Отлично. Но вот проблема: по факту уже с первых дней вам самому придется стать этим самым кутюрье, основателем бренда. Понять, как работал он. Перенять его индивидуальность, реальную или мнимую. Выглядеть, говорить и работать с клиентом по-столичному. Ну или вызывать мастера из столиц за столичные же деньги.
Итак, несмотря на купленную франшизу, вам все равно придется делать все самому. А это первый звоночек на выход. Все-таки смысл франчайзинга — передача успешного опыта, которым можно воспользоваться здесь и сейчас, в готовом виде.
Конечно, и сама франшиза (включая брендбук) должна быть понятной. Ее не надо изучать 2 недели, как договор с банком. Там не должно быть скрытых условий.
Скажу даже еще более важную вещь. Успешная франшиза должна быть общедоступной, то есть подходящей для франчайзи с любым багажом управленческих знаний. Если работа по франшизе требует специальных знаний или навыков от руководителя — это уже минус. С управленческой точки зрения все должно быть как можно проще. Специалистов можно нанять любых (например, технологов), но менеджмент должен быть максимально простым и эффективным.
Слишком глупая франшиза

Брендбук не может быть похожим на рекламный буклет. Франчайзи — не покупатель, он такой же предприниматель, как и сам владелец франшизы
Франшиза без лица
Может быть, впоследствии и наши бренды обрастут своими легендами, но пока что нужно работать самим. И здесь ответственность руководителя — это репутация компании.