Автопарк постареет и станет более восточным
В прошлом году поставки импортных грузовиков на территорию России приказали долго жить. В этом году на рынке стала появляться техника из Китая, однако большинство перевозчиков пока относятся к ней настороженно и продолжают эксплуатировать автомобили, которые были куплены в «тучные годы». У этого есть как положительные, так и отрицательные стороны: с одной стороны, такой подход экономит затраты на лизинг, с другой — растут траты на ремонт стареющей техники. Мы ожидаем, что в будущем компании все-таки будут вынуждены выбирать «большегрузы» от альтернативных производителей.
Топливо подорожает, тарифы вырастут
Увеличатся траты и на топливо - здесь без сюрпризов. На сегодня на рынке нет предпосылок, которые бы говорили об обратном: высокий акциз на бензин, рост себестоимости на добычу природных ресурсов и инфляция - три всадника Апокалипсиса, которые не оставляют кошельку автовладельцев шансов на экономию.
Вырастут тарифы на услуги транспортных компаний: если в 2022 году им приходилось сдерживать цены из-за страха потерять заказчиков, то в текущем году рост издержек не оставит выбора: если сохранить тарифы на прежнем уровне, они не только потеряют в доходах и маржинальности бизнеса, но и не смогут преодолеть точку безубыточности.
Партии продолжат мельчать, а маркетплейсы — расти
Прошлый год стал родоначальником в области «мельчания партий». Немудрено: рынок покинули крупные международные компании, а параллельный импорт задал новую тенденцию в формировании грузов: если раньше продукт поставлял один поставщик, то сейчас их стало несколько, при этом объем продукции в партиях стал меньше. Перевозки большегрузными фурами просели в начале прошлого года, но уже к лету отрасль отыграла падение, а декабрь и вовсе обнадежил участников рынка сезонным всплеском на услуги грузоперевозок.
Бум на появление новых постаматов прошел, но мы ждем, что в 2023 году будет увеличиваться плотность покрытия городов пунктами выдачи заказов. Маркетплейсы продолжают масштабирование, поэтому количество пунктов выдачи заказов растет, ведь текущего количества недостаточно для поддержания растущего людского потока.
Постаматы в этом смысле гораздо менее удобны: в небольшие боксы помещается гораздо меньше заказов за раз, а если человек заказал что-то большое, то оно и вовсе не поместится внутри маленькой ячейки. Пункты выдачи товаров, хоть и требуют больших затрат на помещение и зарплату сотруднику, но, в свою очередь, обеспечивают большей маневренностью в выдаче товаров: сюда можно единовременно доставить большее количество товаров с разным весом и габаритами, при этом ПВЗ покрывает большую территорию, чем постамат.
Продолжит активно развиваться онлайн-торговля: торговые центры потеряли и продолжат терять посетителей из-за ухода крупных игроков, а прибывающим на их место конкурентам проще и дешевле создать онлайн-витрину, чем тратиться на помещение и оборудование и персонал для него.
Склады горячо востребованы маркетплейсами, но новых городов-агрегаторов грузов не предвидится
Мы не видим предпосылок к изменению складских мощностей и логистики: в стране отсутствует инфраструктура, которая позволила бы сформировать новые центры-агрегаторы грузов, а строить склады не под конкретный заказ, а на перспективу покупки серьезной компанией в кризисное время никто не станет. А компании, которые уже выстроили логистику в столице, навряд ли решат перенести склады в другие города из-за отсутствия внятных перспектив: это имеет смысл делать из-за нового заказчика в конкретном направлении. Но перспективы трансформации инфраструктуры возможны в будущем: если новые транспортные потоки зафиксируются на ближайшее десятилетие, то нам стоит ждать новые города-агрегаторы грузов.
При этом маркетплейсы, которые, как мы уже писали в предыдущем пункте, продолжают взрывной рост, продолжат расширять складские мощности. В ближайшие несколько лет спрос на помещения этой категории будут определять игроки в e-соmmerce.
Отрасль продолжит цифровизацию процессов
Продолжится автоматизация отрасли. Это объясняется просто: новые условия требуют работать с большим КПД и учитывать все внутренние процессы, максимально сокращая возникающие во время работы издержки. Учитывая то, что все больше зарубежных IT-решений из-за санкций покидают российский рынок, компании будут переходить на отечественные платформы. Это касается и ж/д и, тем более, автоперевозок, которые испытывают увеличивающуюся нагрузку из-за того, что другие виды маршрутов или перегружены, или перекрыты из-за внешнеэкономических факторов. Компании будут развивать цифровые технологии: использовать искусственный интеллект, блокчейн и другие технологии для улучшения управления цепочками поставок и повышения эффективности.
Перевозчики также будут все чаще прибегать к поиску заказов на логистических маркетплейсах, которые объединяют на одной площадке грузоотправителей и грузоперевозчиков. Это позволит иметь дело только с надежными компаниями, участвовать в торгах и выбирать только проверенные варианты.