1

Компания-франчайзер очень молода, не имеет зарегистрированного товарного знака и открыла небольшое количество собственных точек

Вас должны насторожить возраст моложе 3 лет и менее 5 точек в сети. Покупая франшизу, вы покупаете опыт. В первую очередь, опыт масштабирования бизнеса. А в этом случае вам предлагают масштабировать непонятно что.

Прежде чем уплатить паушальный взнос, вы должны быть твердо уверены, что все внутренние процессы выстроены и максимально отточены на точках, которые принадлежат франчайзеру. В противном случае вам придется донастраивать все процессы самому, в то время как франчайзер за ваши деньги на вас же будет отлаживать процессы всей сети.

2

Поставки товара не распланированы на год вперед

Ассортимент — основа всего. Если нет специальных программ предзаказов и на год вперед не спланированы закупки — франшиза не продумана. Вам должно быть удобно. Вывеска с узнаваемым брендом это далеко не все. Франчайзер должен завязывать на себя порядка 60-70% бизнес-процессов. Все товарные матрицы должны согласовываться с вами. Франчайзер должен грамотно планировать завозы и продажи, вовремя избавляться от товаров, запускать рекламные кампании и скидки, особенно это актуально в сезонном бизнесе.

Это плохо для всех типов ретейловых франшиз, даже, если коллекции, как в fashion-индустрии, обновляются очень часто. Потому что может возникнуть ситуация, когда основная сеть забирает себе все товары, которые продаются лучше всего, а франчайзи поставляет не совсем нужное, товары, на которые спрос ниже. И при этом все равно требует денег за поставленный товар. У партнеров должна быть гарантия, что они этот самый продаваемый товар получат.

3

Отсутствие паушального взноса

Как правило, таким ходом компания пытается заманить потенциальных партнеров. Радость от очевидной экономии быстро сменится разочарованием от уплаты не пойми откуда взявшихся платежей и дополнительных обременений. Паушальный взнос не берется из воздуха и имеет экономическое обоснование.

Он складывается из оплаты работы офиса — сотрудники проводят предварительную работу, вносят информацию о новой точке на сайт, в рекламные макеты и другие информационные материалы. Новая партнерская точка как минимум на первом этапе всегда отбирает часть трафика у уже запущенных магазинов. Плюс франчайзер продает часть трафика своего сайта. 

Уплатив паушальный взнос, вы покупаете не только идею. Идею просто скопировать, она редко представляет собой ноу-хау. Ценность может складывается, скажем, из уникальных IT-технологий, супернизких цен на товар, эксклюзивного ассортимента. Вместе с этим бренд должен быть известен в регионе. Вы платите за узнаваемость среди клиентов, посещаемость сайта и конверсию.

Конечно, из этого правила могут быть редкие исключения, но и в этом случае, скорее всего, роялти и даже паушальный взнос будут «вшиты» в стоимость товара. Каждый потенциальный франчайзи должен понимать, что в целом, чтобы открыть магазин, компания должна потратить ресурсы. Она задействует закупочный отдел, розницу, согласовывает графики поставок и рекламные баннеры. Все это не может быть бесплатным. Бесплатным не дорожат. Если компания себя уважает и понимает свою ценность, то может это продать.

Как определить токсичную франшизу


4

У франчайзера нет центра обучения персонала

Найти персонал — одна из ключевых задач при открытии партнерской точки. Пока вы ее не решили, запускать бизнес нельзя.  Центр обучения персонала требует инвестиций в программы и тренеров. Его наличие у франчайзера говорит о комплексном подходе к делу и серьезном отношении к бизнесу. Например, мы в 2021 году открыли центр обучения продавцов, а в ближайшее время планируем запустить и центр обучения механиков.

Как «Велодрайв» покоряет Москву



5

Основатель франчайзинговой сети не может ответить на финансовые вопросы

Человек, агитирующий вас купить франшизу, модный инстаграм-блогер, который спекулирует предпринимательской романтикой и упирает на драйв и эмоции от запуска нового дела? Гоните его в шею. Через год вы останетесь у разбитого корыта. Окажется, что результат был не так и близок. Вы сами уже не справляетесь со всеми процессами без помощников, а это дополнительные деньги, которые выходят за рамки изначального бизнес-плана. Лицом компании должен быть как минимум генеральный директор с опытом руководства предприятием, который не впадает в ступор при словах «рентабельность» и «точка безубыточности». В идеале франчайзер должен иметь стандартные бизнес-планы для столицы и регионов, а дальше уже считать для каждого партнера индивидуально.

Как предотвратить обман во франчайзинге



6

В регионе нет точки самого франчайзера

Чтобы партнерская точка в регионе работала успешно, сначала туда должен прийти сам франчайзер: организовать склад и наладить интернет-магазин. Одним словом, заложить надежную базу. Только после этого имеет смысл открывать там свою точку франчайзи.

Если мы сами еще не присутствуем в регионе, то, во-первых, берем маленькие роялти, а во-вторых, сразу предупреждаем, что рекламы нет и интернет-магазин работает с задержкой. В-третьих, такую франшизу мы продадим только человеку с большим бизнес-опытом и хорошим запасом капитала. Желательно, чтобы для него это был дополнительный бизнес. Пока мы не присутствуем в этом регионе, мы не сможем там обеспечить значительный рост бизнеса.

Особенности франчайзинга в fashion-ретейле



7

Франчайзер не пригласил вас на личную встречу

Грамотный франчайзер не заключит договор с первым встречным. Он должен удостовериться в наличии у вас опыта ведения бизнеса или хотя бы организаторских способностей и, конечно, стартового капитала. Это все выясняется путем прохождения тестов, заполнения анкет и личной встречи в офисе франчайзера. Уже после заключения договора не лишним будет обязательство для самого партнера пройти стажировку в центре обучения  франчайзера.


Итак, покупая франшизу, убедитесь, что этот бизнес вам психологически комфортен, франчайзер еще до вашего прихода отточил все процессы, озаботился брендингом, регистрацией товарного знака и обучением персонала. А финансовые показатели уже состоявшихся франчайзи красноречивей всего покажут вам,  выгодно ли работать под этим брендом.

10 причин провала франчайзи