Гиперлокальная доставка — это доставка в пределах небольшой зоны, например, одного района. Такой вариант быстрее и эффективнее стандартной более длительной по времени доставки, что отражается на числе заказов и лояльности потребителей. Поэтому многие службы работают над тем, чтобы внедрить гиперлокальную доставку в свой сервис. Давайте разберёмся, чего ждать от гиперлокальной доставки, будут ли крупные бренды ею пользоваться, как маркетплейсы будут сокращать время доставки и как развитие гиперлокальной доставки отразится на перспективах формата магазинов у дома.

Сейчас скорость — главный критерий выбора доставки для клиента. А значит для самих служб доставки скорость будет одним из основных преимуществ. Стоимость товаров и уровень сервиса у всех розничных игроков выравниваются и становятся практически идентичными, поэтому опция скорости в ближайшем будущем будет тем единственным фактором, который отличает одну доставку от другой.

Кроме того, покупатели всё чаще делают импульсивные покупки, поэтому чем выше будет скорость доставки, тем меньше шансов на то, что покупатель передумает и отменит заказ.


В современном мире жизнь динамична, планы меняются очень быстро, поэтому покупатель не готов выделять длительное время на ожидание курьера. Если заказ везут долго, его могут просто отменить и выбрать другой сервис с более быстрыми предложениями. Гиперлокальная доставка значительно сокращает время ожидания клиента и делает его более гибким, именно поэтому за этой технологией будущее e-commerce.

Для стандартной доставки характерна узкая линейка ассортимента товаров, которые курьеры могут доставить в короткий срок. Как правило — это основные товары, которые пользуются наибольшим спросом. При использовании гиперлокальной доставки, как инструмента вызова курьера по запросу и оптимизации времени ожидания, существенного влияния на ассортимент нет. Исключение — крупногабаритные грузы, которые крайне редко перемещают на локальные склады внутри города. Здесь есть четкая взаимосвязь — экспресс-доставка для мелкогабаритных заказов и более длительное ожидание крупногабаритных товаров.

Экспресс-доставка обходится службам дороже стандартной доставки, но она позволяет сокращать затраты на последнюю милю, и экономика выравнивается.


Компаниям приходится подстраиваться под спрос на ускоренную доставку и дотировать её — сразу закладывать стоимость услуги в цену товара или повышать стоимость доставки, если клиент выбирает опцию «экспресс». При этом клиенты, в большинстве случаев, готовы доплачивать за скорость, но разница в стоимости не должна быть значительной.

Экспресс-доставка началась с категории еды, но сейчас её активно используют и для других товарных групп. Покупатели всё чаще принимают спонтанные решения о покупке подарков, электроники или простых бытовых товаров и пользуются услугой экспресс-доставки, чтобы сократить время ожидания в своём графике.
Крупным брендам выгодно и удобно сотрудничать со службами доставки с широкой региональной сетью, которая покрывает большую часть страны, а в идеале всю страну. Поэтому сегодня локальные службы доставки, которые имеют пока небольшое число регионов покрытия, имеют хорошие перспективы для экспансии.

С маркетплейсами всё немного по-другому. Они стараются доставлять заказы самостоятельно, но не везде есть свои пункты выдачи заказов. Вот тогда маркетплейсы обращаются за помощью к локальным службам доставки, которые смогут привезти товар прямо к дверям. Такое сотрудничество даёт и плюсы, и минусы. Из плюсов — расширение зоны работы маркетплейса или бренда. Например, если клиент живёт в небольшом городке под Магнитогорском, он, как и житель Москвы, может заказать что-нибудь, даже если поблизости нет пунктов выдачи магазина. Но есть и минусы — стоимость доставки увеличивается. Маркетплейсы делают сумму доставки минимальной, это привлекает покупателей. Если приходится обращаться к службам доставки, стоимость возрастает. Товар становится уже не таким привлекательным в глазах покупателя.

Подводные камни тоже есть. Маркетплейсы хотели бы покрывать всех клиентов собственными силами, но количество заказов сейчас растёт, поэтому не всегда получается обойтись без сторонней помощи. К тому же география не всегда позволяет. Ещё логистические службы сильно зависят от крупных брендов. Если вдруг бренд решит прекратить сотрудничество, служба сильно пострадает. Им придётся срочно искать другие бренды, чтобы заполнить склады и не работать в убыток. Поэтому сложности именно в сотрудничестве и умении договариваться по поводу общей работы и цен.

Узким местом доставки в российском е-commerce в текущих условиях являются сложности в найме дополнительного персонала на фоне дефицита мигрантов из-за пандемии. С одной стороны, из-за закрытых границ появился дефицит мигрантов, и службы, которые привлекали к работе граждан Средней Азии, теперь должны ориентироваться на местных жителей. С другой стороны, спрос на доставку сильно вырос, выросло и количество вакансий.

Это привело к тому, что соискатели ждут от работы более высокой зарплаты, прозрачной системы мотивации, полного социального пакета и других бонусов.


Поэтому сейчас компании должны увеличивать расходы на персонал, иначе будет очень сложно набрать новых сотрудников в условиях дефицита и удержать старых.

Условия доставки резко поменялись с приходом пандемии, и не все службы доставки успели перестроиться на новые требования. Поэтому сейчас, к примеру, в Москве, минимальное время доставки составляет от 15 минут до часа. Но у доставки нет конкретного минимального времени и установленного предела. Для этого службы рассматривают разные варианты. Например, можно сделать локальные склады в каждом микрорайоне, а за каждым курьером закрепить свой микрорайон. Ещё рассматривают вариант с постаматами. Их тоже можно установить в каждом микрорайоне (и даже многоквартирном доме) и выдавать заказы курьерам или сразу клиентам. Главная задача служб доставки сейчас — расширить карту покрытия и ускорить работу курьеров.

На мой взгляд, магазины продуктов будут вполне успешно конкурировать с доставкой, тем более, что значительная часть пожилого населения останется привержена традиционным способам покупки. Прочие товарные группы будут успешнее перетекать в онлайн, в т.ч. в силу большей востребованности электроники, fashion, косметики, бижутерии и проч. у активной части населения, выбирающей новые опции. А активность размещения постаматных сетей приблизит точки получения товара, без необходимости дополнительного времени на посещение магазинов.

Поэтому гиперлокальная доставка не вытеснит формат «магазины у дома». Возможно, просто заберёт у такого формата некоторые группы целевой аудитории.


Продукты, которые пользуются ежедневным спросом, сохранятся на полках магазинов, а вот мелкая электроника и бытовая химия могут полностью перейти в онлайн. Активная часть населения, которая выбирает новые опции, в значительной степени перейдёт в онлайн, чтобы сэкономить свое время и лишний раз не посещать магазины. Тогда как большая часть пожилого населения останется целевой аудиторией магазинов у дома.

При этом сложностей в борьбе офлайн и онлайн магазинов не избежать. Интернет-магазинам и службам доставки придётся решать такие проблемы, как неготовность большей части существующего жилого фонда к размещению постаматов в подъездах и низкая платежеспособность населения. Далеко не все готовы доплачивать даже незначительные суммы за доставку.

Выводы

1. Гиперлокальная доставка — это тренд, потому что сейчас скорость становится одним из главных критериев выбора для потребителя.


2. При использовании гиперлокальной доставки существенного влияния на ассортимент нет.


3. Экспресс-доставка обходится службам дороже стандартной доставки, но она позволяет сокращать затраты на последнюю милю и тогда экономика выравнивается.


4. Экспресс-доставка пользуется спросом не только в категории еды, покупатели хотят «быстро получить» и другие товары.


5. Крупные бренды являются точками роста локальных служб доставки.


6. Набирать курьеров сейчас намного сложнее, чем раньше, поэтому компании должны увеличивать расходы на персонал.


7. Минимального времени доставки нет. Сейчас разные службы предлагают быструю доставку, которая занимает от часа до 15 минут. Позже это время уменьшится — с помощью локальных складов, постаматов и изменений в работе курьеров.


8. Гиперлокальная доставка не вытеснит формат «магазины у дома», но возможно заберёт у такого формата некоторые группы ЦА.