Пандемия настолько способствовала росту спроса на доставку, что это привело к дефициту рабочей силы. Сложившаяся ситуация могла спровоцировать смерть сверхбыстрой доставки и развитие услуги предзаказа блюд. А в феврале 2022 года случились события, которые повлияли на планы многих компаний. Давайте разберемся, как будет выглядеть рынок доставки в ближайшие годы, и к чему нужно готовиться тем, кто на нем работает.

Прошлый год показал перспективы рынка доставки еды. По подсчетам экспертов, глобальный рынок доставки товаров день в день, оцениваемый в 2019 году почти в $6 млрд, через пять лет достигнет $20 млрд. По оценке Data Insight, в 2021 году объем российского рынка доставки продуктов питания составил 329 млрд рублей, увеличившись на 159% по отношению к 2020 году.

При этом ни одна из компаний, работающих сегодня на российском рынке доставки еды, не занимает долю более 14%. На весь топ-20 игроков приходится 72,1%. Есть три крупных игрока: «Яндекс» — лидер по премиум-сегменту, Delivery Club — по объему заказов, Broniboy — в ЮФО и развивается в других регионах. Плюс сервисы, которые по сути являются маркетплейсами, потому что не предоставляют логистику.

Данные исследования аналитического агентства BusinesStat говорят о том, что объем рынка за два года вырос почти в семь раз. В том числе из-за вынужденной приостановки деятельности кафе и ресторанов во время пандемии — по данным РБК, ко второй половине 2020 года в России закрылось более 300 крупных сетевых ресторанов.

Миллионы людей открыли для себя деливери-сервисы, оказавшись запертыми дома. Пользователи быстро оценили преимущества — стали заказывать в три раза чаще, и выработали привычку получать продукты доставкой, поэтому даже после снятия ограничений не захотели отказываться от удобства.

Несмотря на прогнозируемое падение уровня платежеспособности населения, которое влечет за собой ожидаемое снижение количества заказов, эксперты прогнозируют рост российского рынка доставки готовой еды и продуктов питания на 10% — его оборот в 2022 году должен составить 675,2 млрд рублей, а в перспективе двух лет может преодолеть отметку в 1 трлн рублей.

Тренд №1. Всем нужны курьеры
За последние два года компании остро ощутили нехватку квалифицированных кадров, которые не просто доставят заказ из пункта А в пункт Б, а сделают это согласно всем требованиям компании. Это следствие пандемийного роста. Больше всего пострадали гиганты вроде «Яндекс» или Delivery Club. Их доходы напрямую связаны с курьерами, которым нужно создать приемлемые условия труда. Если этого не будет, появится дефицит кадров, что в итоге приведет к снижению уровня качества, количества заявок и прибыли.

Сегодня компании ведут борьбу, как за интерес клиента, так и за преданность курьера. 


Благодаря повышенному спросу на доставку у курьеров выросла зарплата, появились более комфортные условия и регламенты их труда, уровень защищенности, продуманные графики и удобный софт.

При этом современные курьеры активно борются за свои права, если их не устраивают условия сотрудничества. Например, открыто высказывают претензии к работодателю. Такие случаи есть как в России, так и в США, где на стороне работников сферы активно выступают законодатели, требуя улучшения условий работы и повышения зарплаты доставщикам.

Стремительный рост рынка и недостаток рабочей силы приведут к тому, что гипербыстрой доставки не будет. Появится больше жалоб от людей, которые вместо 15 минут ждали полчаса. И чем быстрее растет рынок, тем сложнее компании выдержать заданную временную планку.

Думаю, что доставка просто станет более долгой — 60-80 минут вместо 20-30. Скорее всего, это немного уменьшит частоту заказов, но не критично.


Тренд №2. Рост сегментации и влияние агрегаторов
С каждым годом вопрос логистики последней мили — доставки товаров со склада или транспортного узла в конечный пункт назначения, становится все актуальнее для представителей малого бизнеса. Этому способствует рост спроса на доставку и перемены в работе с курьерами. Многие компании разочаровались, когда пытались самостоятельно выстроить логистику — тратили время и деньги, а на выходе не могли обеспечить стабильное качество. Всему виной неопытность в организации работы служб доставки, которая приводит компанию к убыткам.

Сегодня содержать собственный штат курьеров невыгодно даже маленькой сети. Помимо самих курьеров приходится оплачивать работу службы поддержки, обеспечивать трекинг заказа и так далее. Через пару месяцев хозяин бизнеса понимает, что выгоднее сотрудничать с сервисами доставки. Условия работы с «Яндекс.Еда», Delivery Club или службы при больших маркетплейсах зачастую больше отвечают интересам владельца ресторана или магазина.

А вот растущая сегментация в фудтехе на руку небольшим компаниям. Сейчас выделяются четыре сегмента: фаст-фуд — Delivery Club/ «Яндекс.Еда», еда из ресторанов — Broniboy, «Яндекс.Еда премиум», продукты дешево — «Перекресток Впрок» и продукты быстро — «Самокат» т.д. Появились сервисы по доставке из фудмаркетов — Broniboy, Hungry Ninja. Отдельно появляются истории с фермерскими и полезными продуктами.

Покупатели устали от онлайн-гипермаркетов — приходится тратить время на поиски нужного товара и деньги на позиции, которые не собирались приобретать. Сегодня потребители предпочитают точечные решения, поэтому в отдельных категориях крупные площадки проигрывают специализированным магазинам. Этот тренд будет развиваться в ближайшие годы.

Популярность маркетплейсов растет, но как показывает практика — все очень индивидуально: кто-то заказывает продукты в одном приложении, одежду - в другом, а технику - в третьем, а кто-то выбирает все из «одного окна» агрегатора, потому что в наличии есть продукция любимых брендов.

Тренд №3. Роботы и метавселенные
Специфика работы современной доставки вплотную зависит от IT-сектора. Роль этого компонента будет только усиливаться. На первый план выходят новые решения, которые позволяют сервисам доставки получать конкурентные преимущества.

Прогнозы по софту оптимистичные. Еще два года назад глобальный рынок программного обеспечения для управления доставкой оценивался в $1,6 млрд, а к 2027 году эта цифра должна достигнуть $4 млрд. Уже сегодня компании используют инструменты по составлению маршрута, автоматизации процессов, оптимизации интерфейса и обеспечения максимально комфортной работы курьеров и заказчика.

На мой взгляд, санкции не повлияют на этот процесс, потому что в России есть свои карты и решения по маршрутизации: «Яндекс», 2ГИС, с открытым кодом и данными, которые можно использовать — open street map. 

Никто не будет делать долгосрочных проектов. Только те, где реально за 3-6 месяцев порезать расходы на N млн рублей.


Но грядущая революция в коммерческой робототехнике сулит большие выгоды для покупателя и продавца, так как использование машин позволяет не только уменьшить зависимость от человека, но и повысить качество услуг. Например, роботы-помощники по упаковке заказа вдвое ускоряют работу человека.

Выделяются решения для работы на складах, Например, роботы-сортировщики у Amazon или Alibaba.

Плюс во многих странах используют роботов-доставщиков, один из отечественных примеров — робот-курьер от «Яндекса».

Глобальный рынок роботов-манипуляторов, консультантов и прочих продвинутых технологий будет расти как минимум до 2027 года — со среднегодовыми темпами 11,5%.