Третий год подряд обстановка в мире проверяет бизнес на прочность. Если в условиях пандемии нам со временем удалось добиться стабилизации рабочих процессов, то спецоперация, с начала которой прошло уже четыре месяца, превратила нашу работу в бесконечный форс-мажор. Логистика однозначно вошла в число отраслей, которые дольше других будут преодолевать последствия последних событий.

Первые итоги
В первые 2-3 недели после 24 февраля мы наблюдали потребительский ажиотаж, когда клиенты стремились купить товары в интернет-магазинах по старым ценам. В этот период динамика роста доставки посылок с помощью СДЭК достигала 60%. Далее данный показатель начал замедляться, а выручка за доставку — снижаться. Если в период с января по середину марта 2022 года прирост объема доставки по отношению к аналогичному периоду прошлого года составлял 40%, то в конце марта он был уже 17%.

В целом рынок e-commerce продолжает расти (более 50% к прошлому году) в основном за счет маркетплейсов, которые остаются основным локомотивом и драйвером роста. Но растет он более низкими темпами.Доля трансграничной торговли в общем объеме торговли в целом снизилась по очевидной причине — из-за сложностей в логистике. Для решения проблемы уже разрешили параллельный импорт и начали выстраивать новые торговые пути через страны, готовые к транзиту груза из Европы и США.

Стоит отметить, что доля cross-border всегда была невысокой в СДЭК, в сегменте B2C — не более 6-7%, достигая максимума в 11% от общего количества посылок. На трансграничную торговлю будут влиять логистика и курс доллара. Поэтому все будет зависеть от скорости выстраивания и стабильности новых логистических путей, а также от стабилизации курса доллара.


Причём не важно, на какой отметке он зафиксируется. Важно, чтобы он в принципе зафиксировался, чтобы можно было делать закупку и прогнозировать транзакционные расходы для подготовки розничной цены.


Также важно, чтобы появились платежные решения для физических лиц, чтобы оплата за товар была возможна и не блокировалась или шла неделями до иностранного интернет-магазина.

Ручная логистика
С конца февраля мы начали активно перестраивать свои логистические цепочки и продолжаем заниматься этим почти еженедельно. Изначально мы направляли грузы из США и Великобритании в Финляндию, но из-за постоянных затяжных досмотров на границе от этого маршрута пришлось отказаться. Из Австралии и Сингапура раньше грузы летели в Дубай, а потом в Москву. Но сегодня открытой фактически остается только Турция и страны Средней Азии.

Россия и Турция наращивают авиасообщение. Соответственно, у нас будет больше возможностей для грузовых отправлений. С Китаем у нас сохраняется авиа- и автосообщение в прежнем режиме. Между странами ЕАЭС и СНГ у нас остаются рабочими все наземные логистические маршруты. Из-за отмены авиасообщения на юге России мы вынуждены были нарастить количество наземных рейсов. В среднем срок доставки увеличился на один-два дня.

Естественно, текущая ситуация не могла не сказаться на себестоимости доставки. СДЭК пока работает по прежним тарифам, не повышая их, но сроки доставки многократно увеличились. Мы сократили маржинальность, чтобы сохранить клиентов, а также привлечь новых — тех, кто ранее работал с другими перевозчиками.

После ухода с российского рынка международных перевозчиков UPS, TNT, DHL появилась огромная потребность в международных перевозках. Российский бизнес начал искать новых поставщиков, в основном в Китае, Индии, Турции, Корее. Поэтому мы в срочном порядке стали запускать доставку из этих стран с оказанием услуг таможенного оформления. На сегодняшний день налажена доставка из городов присутствия офисов СДЭК: Китай, Южная Корея, Турция, ОАЭ, Израиль.

Планы — в долгий ящик
На 2022 году у нас были сформированы планы по масштабированию бизнеса, часть из которых пришлось отложить или притормозить. Мы планировали сформировать собственный автопарк, успели приобрести несколько грузовых автомобилей для внутригородских перевозок. Но из-за текущей ситуации пока приостановили этот проект.


Запустили CDEK. Shopping, концепцию которого начали разрабатывать еще в декабре 2021 года. В результате проект запустился, но пока с пробуксовкой — не все товары удалось выкупить по заказу и около 30% принятых заказов пришлось отменить и вернуть деньги заказчикам.


Где-то убыло, где-то прибыло
У нас продолжает расти С2С сегмент за счет большого количества ПВЗ и постаматов. В сегменте В2В количество отправлений осталось прежним, в сегменте В2С значительно снизилось, потому что свою деятельность приостановили крупные компании, которые отправляли большое количество посылок. В основном, это fashion сегмент, где СДЭК потерял несколько крупных клиентов.

Ожидаемо увеличился спрос на услуги сервиса CDEK FORWARD по заказу товаров с зарубежных интернет-магазинов. Несмотря на проблемы с логистикой и блокировкой карт российских банков за рубежом, количество заказов через CDEK FORWARD увеличилось на треть по сравнению с январем-июнем прошлого года.


Мы отмечаем рост количества заказов в интернет-магазинах, занимающихся люксом, а также продающих товары более низкого сегмента. При этом, количество заказов товаров среднего класса уменьшилось. Соответственно, можно сделать вывод, что средний сегмент перераспределяется: либо выше в сторону люкса, когда клиенты выбирают качество и долговечность, либо ниже, что позволяет заказывать такие товары чаще.


Продолжаем работать
Пока с одной стороны мы продолжаем оперативно подстраиваться под все новые и новые санкции и законы, с другой стороны — продолжаем развивать СДЭК. Одна из наших новых услуг — доставка Next Day, которая стала возможной благодаря открытию нового склада на севере Москвы. Новый хаб позволил ускорить складскую обработку грузов внутри столицы без необходимости транзита через склад в Домодедово.

Продолжаем развивать CDEK MEDIA (оснащение ПВЗ электронными рекламными экранами), CDEK Finance (готовое финансовое решение для клиентов и партнеров), IT, Фулфилмент, OmniCDEK, СДЭК ТЕРМО, проектный офис СДЭК разрабатывает новые продукты для C2C.

Куда идёт E-comm
Основное развитие сейчас идет через маркетплейсы. Объем товарооборота здесь серьезно растет. Появляются посредники, осуществляющие аутсорсинг операций по доставке на маркетплейсы, по онбордингу с единым окном управления товарной матрицей и оценки эффективности продаж на маркетплейсах, которые также помогают определить нужный ассортимент и обеспечить продвижение на площадках.


В целом непросто сейчас прогнозировать, что будет через три, пять, десять лет, когда сложно представить, что нас ждет через полгода-год. Сегодня мы практически постоянно живем в состоянии форс-мажора.


За два года пандемии мы научились работать на удаленке и выстраивать все рабочие процессы онлайн. Текущий год вывел нас на новый уровень — уже более сложных задач. Теперь мы думаем, как сохранить бизнес в условиях ежедневно (!) меняющейся действительности.

Мы живем в очень интересное время с точки зрения трансформации бизнеса. Наши кейсы по перестраиванию, а иногда и выстраиванию заново бизнес-процессов однозначно войдут в новые учебники по маркетингу, логистике и ведению бизнеса.