Уже три года логистический рынок борется за выживание: только за время пандемии коронавируса объемы глобальных грузоперевозок сократились до 36%. Нынешнюю ситуацию можно сравнить с идеальным штормом. Для бизнеса заблокированы многие сухопутные границы, закрыты морские порты. Дополнительно положение осложняется отключением от финансовых сервисов, ростом стоимости топлива и страховок, массовым отказом от работы с недружественными странами.
Логистические операторы пытаются заменить поломанные звенья: прокладывают транзитные маршруты, спускают посылки «с небес на землю», нагружают свободные от санкций транспортные коридоры. Но и такие колоссальные усилия не могут предотвратить главных последствий: увеличения сроков (если не срыва) доставки и повышения ее стоимости в несколько раз.
Эхо от развала евразийской логистики слышно и на других континентах: к примеру, с нехваткой продуктов питания сталкиваются 30-49% жителей Гондураса, Гватемалы и Эквадора. Это цветочки по сравнению с возможным будущим: цены на некоторые автозапчасти выросли до 70% за полгода, через несколько месяцев их может не остаться вовсе и ремонтировать автомобили будет нечем. На оставшихся путях создаются километровые заторы, а страховщики окончательно перестанут возмещать убытки. Тогда мир ждет идеальный шторм — намного «идеальнее» шторма той самой пандемии.
Кто остался у руля
В такой ситуации выиграли компании, сохранившие складские запасы или независимые от внешних поставщиков, насколько это возможно в глобальной экономике. Однако это актуально только в краткосрочной перспективе. Если учесть, что дело не только в сырье, но и в производстве, рабочей силе, железе и софте, никакой современный производитель не находится в «отечественном вакууме». А значит, все же столкнется со сложностями.
Поэтому в вопросах логистики легче будет компаниям, которые сделали три эти вещи:
Заранее позаботились о цифровизации бизнеса. Технологии помогают рынку логистики справляться с проблемами — как минимум, в отношении прогнозирования спроса. Благодаря искусственному интеллекту и аналитике больших данных, можно с точностью до дня проследить последствия изменения цены, задержек поставок и других форс-мажоров, вовремя предупредить партнеров и клиентов. Технология CPFR (collaborative planning forecasting and replenishment) – совместное планирование, прогнозирование и пополнение запасов — лежит в основе новейшего ПО для организации цепей поставок. Единая цифровая система позволяет вовлекать партнеров в цепях поставок в процесс прогнозирования и планирования спроса, тем самым повышая скорость принятия решений и повышая точность таких прогнозов, ведь программы также первыми сообщат об изменении потребительского поведения.
Наладили внутренние бизнес-процессы. Компании с развитым подходом интегрированного бизнес-планирования (IBP) для преобразования стратегических целей компании в план оперативной деятельности, как правило, менее болезненно реагируют на внешние изменения, потому что смогли сонастроить работу всех вовлеченных в цепи поставок департаментов и выстроить эффективную систему, которая поможет удовлетворить потребности клиентов и, при необходимости, скорректировать стратегию.
Определили пакет антикризисных мер. Все происходит очень быстро, перестраиваться приходится буквально каждые несколько часов, а горизонт планирования сузился до недель. Поэтому времени на долгое и тщательное обдумывание каждого шага нет, в запасе должны быть товарозаменители, альтернативные варианты транспортировки: через другие страны, другими видами транспорта, другими компаниями и так далее. Новые логистические цепочки уже прокладывают через Арабские эмираты, Турцию и Дальневосточную Азию.
Работают над удержанием команды. Из-за новых волн миграции российский рынок труда меняется . Теперь за каждого мало-мальски опытного соискателя в сфере информационных технологий, без которых невозможна современная логистика, будет идти ожесточенная битва.
Выиграют компании, которые быстрее и точнее смогут реагировать на меняющуюся ситуацию. Они переживут этот период менее болезненно.
Шаг назад и разбег
Для стабилизации рынка и формирования новых логистических связей потребуется несколько лет. Кроме того, если верить экономической теории, через десяток лет можно ожидать новой кризис.
Поэтому важно учиться работать в новых условиях, использовать открывшиеся перспективы и готовиться к новым шокам. Чтобы перестроиться и выжить, нужно сделать пять вещей:
1. Провести анализ всей цепочки поставок. То есть ответить на вопрос «как можно испортить нашу цепочку поставок?». Этот метод поможет оценить систему планирования на предмет устойчивости, выявить критические зоны и риски. Такими рисками может стать таможенный терминал, который отправит столь необходимое сырье на дополнительную проверку, непроверенный поставщик или банк, который предоставляет гарантии платежей. Самое важное — найти альтернативные способы для стабилизации бизнеса. Отсутствие запасных стресс-сценариев одного звена может послужить угрозой для всех последующих этапов цепей поставок.
Хорошим глобальным примером взаимосвязи в цепях поставок может послужить инцидент с гигантским контейнеровозом Ever Given длиной 400 м, который заблокировал Суэцкий канал в марте 2021 года. Судно, следовавшее из Китая в Нидерланды, перекрыло движение между Красным и Средиземным морем — основным судоходным путем между Азией и Европой. Около 185 судов почти неделю ожидали перехода через канал. Это обстоятельство нарушило сроки поставок грузов большого количества компаний. Участники цепей поставок вынуждены были делиться данными по объёму поставки, контрольным срокам прибытия грузов в распределительные центры, вместе искать способы перераспределения товарного запаса между торговыми точками, чтобы избежать пустых полок.
2. Позаботиться об альтернативах во всем. Альтернативные технологии, поставщики, комплектующие, маршруты. Сегодня, например, пути экспортно-импортного грузопотока сосредотачиваются на Востоке. Поставки переключаются на порты Владивостока через южнокорейский порт Пусан, а на смену ушедшим европейским морским перевозчикам вроде Maersk и Hapag-Lloyd приходит китайский COSCO. Замены игроков происходят во всех сферах.
3. Расставить приоритеты. Они помогут не поддаваться панике и не делать резких движений. Если себестоимость ингредиентов выросла в три раза, а сроки поставок увеличились в два, правильнее будет не экстренно закупать запасы, а проанализировать, сохранится ли прежний спрос на ваш продукт с учетом роста цен и падения покупательной способности.
4. Сэкономить, не потеряв в качестве. Риторика бизнеса сегодня сводится не к «заработать», а «не потерять». Чтобы избежать резкого повышения цен и сократить расходы, можно уменьшать размер складских помещений или кооперироваться с партнерами для совместной перевозки продукции со складов.
5. Ускорить все процессы. Цифровизация поможет быстро принимать решения, а значит, избежать убытков и пересобрать цепь поставок. Искусственный интеллект способен спланировать спрос на ближайший год или взять на себя управление складом.
Цифровизация склада компании Boxberry International, расположенном на территории аэропорта Шереметьево Московского авиаузла, непосредственно в таможенной зоне, с помощью системы управления умным складом позволила увеличить скорость обработки посылок, снизить себестоимость обработки одного отправления в 2 раза.
Российская логистика уже не будет прежней. В 2022 году отечественные компании столкнулись с полной перестройкой процессов и нашли альтернативные пути поставок и продаж. Теперь компании, ранее зависимые от Запада, делают ставку на импортозамещение во всем, что даёт толчок для развития целых отраслей.
Главная → Мнение
→