Одним из самых болезненных ударов для российского бизнеса в нынешний кризис стали проблемы с доставкой грузов. Так, на днях глава Минтранса РФ Виталий Савельев заявил, что санкции «практически поломали» логистику в стране. Но некоторым компаниям уже удалось адаптироваться к новым условиям. Хочу рассказать о том, через какие трудности пришлось пройти нашей компании, чтобы наладить доставку продукции из других стран.

Наше контрактное производство товаров для красоты и здоровья находится в десяти разных странах. До событий февраля 2022 года мы работали по стандартным схемам поставки: автомобильный транспорт – из Евросоюза, морской – из Юго-Восточной Азии, Израиля, Индии, Китая. Доставка до склада в России осуществлялась автомобильным и железнодорожным транспортом. Но с введением антироссийских санкций система сломалась – и у нас возникли тотальные трудности с логистикой.

В марте-апреле относительные затраты на логистику выросли до 10% на контейнер. Этот рост был связан не с ростом курса валют, а с ростом расценок. Если учитывать курс и логистику, то затраты на закупку продукции выросли на 15-20%. Такой незначительный прирост оказался возможен только за счет предоплат, внесенных еще до марта.

Сейчас, несмотря на снижение курса доллара и укрепление рубля, положительной динамики мы не чувствуем – ведь предоплаты за товар вносились по высокому (иногда максимальному) курсу. То есть, сейчас ситуация зеркальная: в марте была «дешевая» предоплата и дорогая постоплата, в мае – дорогая предоплата и подешевевшая постоплата. К сожалению, все эти скачки не могли не сказаться на конечных ценах на продукцию. Мы подняли их в конце марта, но уже в середине мая снизили, вернув почти на стартовый уровень.

Самая сложная ситуация произошла с Индией, несмотря на формальное отсутствие санкций: мы почти три месяца не могли забрать готовую продукцию. Случилось все, что могло случиться. Международные линии отказывались принимать груз в РФ, а российские и китайские – не могли обеспечить достаточное количество судов и контейнеров. Один из самых неприятных моментов – это возврат оплаты банком поставщика: деньги ушли из «хорошего» банка, но пока дошли, он попал под санкции и банк поставщика не смог принять перечисленную сумму. Хватало и мелочей – запросы по товару (не является ли он запрещенным к поставкам в РФ), долгая консолидация груза в стране (хранение мелких партий продукции от разных отправителей для дальнейшей транспортировки по одному транспортному документу – Ред.), недостоверная информация на всех этапах.

Решить проблему удалось только благодаря нашей настойчивости и перебору всех вариантов. На момент выхода контейнера у нас было бронирование сразу на три даты, чтобы точно попасть на какое-нибудь судно. Чтобы провести оплату, мы сменили валюту контракта с евро на доллары, заключили соглашения с несколькими новыми брокерами. Проводили прямые переговоры с линиями. В итоге груз удалось получить. К сожалению, со следующим контейнером вряд ли будет легче, но один раз этот путь мы уже прошли и отказываться от работы с Индией не планируем.

На сегодняшний день ситуация лучше, чем в феврале-марте - просто потому, что уже есть понимание существующих проблем. Сейчас идет адаптация к сформировавшимся условиям, и здесь можно выделить пять шагов.

Во-первых, мы решили использовать минимум направлений для импорта товара. Пока мы оставили только Китай, Тайвань и Индию, прорабатываем Израиль и Корею. С Китаем и Тайванем, кстати, все осталось почти без изменений: мы продолжаем работать с прежними российскими перевозчиками, цены на фрахт выросли незначительно, сроки доставки держатся на уровне 2020-2021 года. Из сложностей можно отметить нехватку контейнеров и перегруженный Владивосток (автомобильный вывоз дорожает), а также периодические локдауны, но они уже превратились в привычный риск – как природное явление.

Во-вторых, пока мы сосредоточились на работе с российскими операторами логистических услуг полного цикла с собственными судами и прорабатываем новые маршруты буквально для каждого контейнера. К примеру, путь из Индии во Владивосток с заходом корабля в Китай. Изучали даже доставку через Иран, но там тоже сегодня неспокойно, так что от этого варианта отказались. Из-за того, что ситуация постоянно меняется, нет возможности выстроить какую-то единую стратегию. Остается рассматривать каждую поставку как индивидуальный разовый проект и держать под контролем все этапы.

В-третьих, компания полностью отказалась от расчетов в евро. Сейчас мы частично работаем в долларах и стараемся максимально перевести всех партнеров на расчет в юанях. Переход на эту валюту для нас не был сложным, так как с Китаем на юани мы перешли еще в 2021 году. Сейчас нам удалось перевести на юани Тайвань и Южную Корею. Плюс в том, что с этой валютой пока работают даже подсанкционные банки. Но даже при расчете в юанях более надежными остаются банки, не попавшие под санкции США или ЕС, так как иначе возникают проблемы с принятием перечисленных сумм в стране-получателе.

В-четвертых, наша компания перешла на разумное увеличение товарных запасов. Очевидно, что базовый принцип бережливого производства – вытягивание (производство сугубо необходимого количества продукта) – еще долго будет нерабочим механизмом.

В-пятых, мы отказались от работы с посредниками, например, от поставок через Турцию, Узбекистан, Казахстан. Это очень дорого, а наша компания не готова столь серьезно поднимать цены для своего конечного покупателя. При этом мы тщательно прорабатываем все возможные линии и всех брокеров при импорте товара, а также стараемся быть максимально гибкими и рассматриваем все пути доставки, даже те, что раньше не брали в расчет.

Самый главный совет, который можно дать бизнесу в этих условиях - не опускать руки и искать новые подходы. Пока есть открытые границы и есть что и где производить, будет возможность и ввезти товар. Не стоит забывать и о производителях из России - среди них много компаний, достойных внимания.

«МейТан»

Компания «МейТан» основана в 2003 году в Алтайском крае. Международная компания, которая создает продукты на основе решений для красоты, здоровья и активного долголетия в девяти странах мира (Россия, Китай, Тайвань, Таиланд, Индия, Малайзия, Южная Корея, Шри-Ланка, Израиль).