Мы адаптировались к изменениям в среднем быстрее рынка, поскольку в своей модели развития используем как собственные, так и внешние ресурсы. Любая логистическая компания работает в условиях сезонности. Мы имеем пики загруженности логистической инфраструктуры в декабре, и низкий сезон на майские праздники.

Для того, чтобы быть эффективными при такой специфике PickPoint развивается по гибридной модели, на текущий момент 60% точек принадлежит компании, а 40% - нашим партнерам, логистическим операторам.


В зависимости от сезона мы привлекаем персонал по системе аутстаффинга для обработки и доставки грузов. Благодаря этой модели в текущей ситуации, которая напоминает скорее «американские горки», чем поступательно развивающийся рынок, мы легко адаптируемся к любым условиям.

В середине марта стали очевидны перспективы изменений на рынке e-commerce за счет новых внешних факторов: нарушение внешних логистических цепочек, дефицит товарных остатков на складах, и, как следствие, рост цен и на товары и на обслуживание продаж, а также сокращение потребительской активности в ближайшие месяцы – апрель и май. У внутренней логистики (которой занимается PickPoint) нет нарушений цепочек. Но расходы на логистику все равно увеличились, просто за счет других факторов: рост цен на расходники, запчасти, топливо.

E-commerce в России – это растущий рынок, который сегодня занимает более 11% в общем объеме ретейла, при том, что на конец 2021 года этот показатель составлял чуть более 9%. На смену одним продавцам приходят другие, структура игроков заметно поменялась за счет импортозамещения. Сложный кризисный этап пройден, и наступил период стабильной работы в новых условиях. Как долго он продлится – мы не знаем, но практика показала устойчивость нашей компании к внешним переменам.

PickPoint работает с российскими резидентами, поэтому после временного ухода зарубежных поставщиков мы переключились на российских контрагентов – проблем с платежами и оборудованием у нас нет. Напрямую с «трансграном» PickPoint не работает, поэтому падение продаж этого сегмента на нас не отразилось. Товары западных компаний мы замещаем трафиком российских производителей и выросшим в разы объемом C2C-продаж.
В конце марта ощутили приостановку работы западных брендов, сделали несколько скорректированных прогнозов на апрель – май, но за счет быстрого переориентирования на новых трафик (российские бренды, б/у-товары) уже в апреле смогли превысить плановый прогноз по объему доставок на несколько процентов. Сложность была в том, что нам нужно было переключиться на работу с малым бизнесом. Сервисы для них у PickPoint были готовы ранее, однако украинский кризис ускорил развитие направления по работе с небольшими селлерами внутри PickPoint. В первую очередь для качественной работы с малым бизнесом мы адаптировали внутренние программные продукты. Самая сложная доработка была связана с меню постамата. Уже совсем скоро в терминале появится новая опция, позволяющая регистрировать отправление непосредственно в постамате, без предварительной регистрации через личный кабинет или в мобильном приложении. В части ИТ у PickPoint не было оттока специалистов, ни одного сотрудника не ушло.

Используя разницу между собственными точками самовывоза и сторонними, в марте мы оптимизировали последнюю милю в приграничных районах, оставив работающей только собственную сеть. Это коснулось 250 точек.


Сложностей не было, это стандартный процесс для нас.

Благодаря этому решению мы по сути застраховали своих заказчиков-ретейлеров от возможных потерь грузов. Параллельно мы выходили на новых партнеров по установке постаматов в рамках городской инфраструктуры. Так весной установили постаматы в Казанском метрополитене и МФЦ Башкортостана. Такие места установки являются «точками притяжения» для местных жителей, они быстрее становятся популярными и выходит на плановый уровень загрузки со второго месяца.

Еще мы расширяемся в необычных локациях – в ресторанах быстрого питания, библиотеках, фитнес-центрах, кофейнях, прачечных, рядом с домом покупателя.


Выбираем места установки на основании данных об удобных маршрутах передвижения жителей в каждом районе населенного пункта - так называемых «народных тропах». Любые новые локации требуют проверки временем. Обычно, на развитие новой точки уходит от 3 до 6 месяцев. Поэтому говорить об эффективности этих локациях пока рано.

Сейчас мы видим дефицит товарных остатков на складах многих ретейлеров, что уже компенсируется со стороны потребителей повышением спроса на товары, бывшие в употреблении. Поэтому в апреле нашим партнером стала площадка «Авито», чьи покупатели теперь могут выбирать ближайший к себе пункт выдачи или постамат для получения заказа.

В целом по рынку e-commerce заметно перетекание покупателей на площадки маркетплейсов. Поэтому сейчас PickPoint фокусируется также на предоставлении логистической инфраструктуры самовывоза для партнеров из этого сегмента. А именно селлеров маркетплейсов. Мы ведем активную работу в этом направлении.
Для того, чтобы расширить свою востребованность у покупателей, мы запускаем новые услуги, которые сделают самовывоз еще предсказуемое и удобнее. В марте начали передавать точные сроки доставки в каждую из 11 000 точек нашей сети. Информацию о «Плановой дате доставки» мы даем получателю в мобильном приложении или на сайте PickPoint. В мае мы сделали доступной оплату через СБП по QR-коду в мобильном приложении и на сайте. На постамате оплата СБП появилась еще в декабре 2021 года. Также мы приступили к разработке мобильного приложения на новой платформе HarmonyOS и запустим его до конца лета.