В московских торговых центрах картина складывается интересная. В воскресенье был с объездом в «Европейском», «Метрополисе», «МЕГА Химки» и ТЦ «Капитолий» (метро «Университет»). Что можно сказать:

1. Люди во многих ТРК есть, но они передвигаются короткими перебежками от парковки до нужного магазина и без посещения на фуд-корта. Люди идут четко куда им нужно, делают покупку и уходят. Меньше вероятность импульсных, незапланированных расходов.

2. На фуд-корте в основном сидят потребители «Макдоналдса», «Бургер Кинга»  и KFC. Аудитории привычной, скажем, для нашего сегмента почти нет. Это видно по выручкам. Ну и по еде на столах посетителей фуд-кортов.

3. Много молодежи, для который фуд-корт по прежнему остается этаким тусовочным местом, ну и которая ничего не боится.

4. Визуально есть ощущение, что те, у кого (ещё пока) есть деньги предпочитают выбирать не фуд-корт, а ресторан в торговом центре. Потому что в ресторанах со своим залом в ТЦ достаточно много гостей, по крайней мере в выходной. Видимо думают, что так безопасней.

5. Во всех торговых центрах в разы безопасней чем в троллейбусе, все контролируется, все вежливо и четко. Многие ввели QR-коды, но насильно чекиниться никого не заставляют.

А вообще может складываться иллюзия, что все хорошо, трафик идёт и люди в ТЦ есть. Может они и есть, только поведение людей, в том числе и потребительское изменилось. Например, сильно изменилась структура чека: две пары палочек на один вок, напитки не надо, ничего не предлагайте. Мы очень ждали выходных, с точки зрения выручек, но как-то пока в итоге «тоска-печаль». При чем четко видно, что в масс-сегменте люди едят и идут. Как только на фуд-корте средний чек чуть выше масс-сегмента, все стоят пустые. Видимо прав был Алексей Гисак (основатель «Воккер» - Прим. Ред), когда писал, что останется в торговых центрах на фуд-корте, скорей всего, топ-4 игроков, которые преодолеют этот барьер.

Показатели LFL нашей сети снизились в целом на 36%. В зависимости от местоположения, падение где-то больше, где-то меньше. Есть точки, выручка которых, упала вообще на 60%, есть те, у которых падение чуть меньше. Средний чек тоже упал - на 15%. В декабре мы тоже не ожидаем уже каких-то сногсшибательных результатов, потому что уже очевидно: поведение потребителей изменилось и перевернулось. Наш прогноз по последнему месяцу будет примерно -35% от прошлого года.

Если декабрь многие еще протянут, то январь-февраль как раз начнется массовое падение. Потому что раньше апреля, ждать каких-либо позитивных тенденций не стоит. 

Посмотрим, что дальше будет. 19 лет работаю в сфере питания и то, что мы все сейчас проходим - это реально первый раз. Все остальные кризисы, которые были до этого, просто нервно дышат в сторонке. Тогда, люди, конечно, экономили, но так кардинально своего потребительского поведения не меняли. С точки зрения психологии нужно определенное количество дней для смены установок, вот как раз весенний локдаун этому способствовал. Поэтому я считаю, что фудкорты в ТЦ сохранятся, но в основном за счет игроков, которые работают в массовом сегменте. Мы никогда не сделаем продукт условного «Макдоналдса» по его цене, поэтому будем уходить в доставку и диджитал, там проще достучаться и найти своего потребителя. Да, доставка - сложный бизнес, но открывает определенные возможности, для тех, кто в этом разбирается. Люди будут есть, нужно только успеть перестроиться. Получаем уникальный опыт!