Сеть «Верный» раз за разом мелькает в лентах новостей, отраслевых каналов и экспертов со своими скандальными заявлениями и карикатурами о выводе из ассортимента продукции крупных федеральных производителей. Очередным участником этих новостей оказался Danone.
Отраслевое и экспертное сообщество шутит, обсуждает и вздыхает от регулярно повторяющихся сценариев, но продолжает бурно обсуждать причины и, главное, последствия этих действий далеко не маленького ретейлера.
Давайте для начала вспомним с чего все начиналось и как развивался конфликт «Верного» и крупных федеральных производителей.
Как «Верный» расставался с брендами
21.09.2020 — сеть впервые заявила о выводе из ассортимента продукции компании Heineken из-за невозможности договориться о ценах. По заявлению ретейлера – условия работы были хуже на 19,5% чем у конкурентов. Новость сопровождалась карикатурой в стиле «Крокодила» 80-х годов, ставшей потом фирменным стилем таких новостей от сети.
10.11.2020 — полки покидает продукция Bonduelle. Причины те же – дискриминационные условия.
8.12.2020 — появляется новая карикатура, связанная с разрывом контракта с «ЭФКО» - федеральным производителем и поставщиком масла и жировой продукции.
10.06.2021 — ретейлер продолжает развивать свою политику переговоров с поставщиками и разрывает контракты с Perfect Van Melle (бренды Mentos, Fruittella, Chupa Chups).
16.06.2021 — спустя всего несколько дней разорван контракт с Pernod Ricard (Jameson, «Арарат»).
27.09.2021 — происходит отказ от поставок продукции «МАЙ-Foods» (бренды «Майский», «Лисма», Curtis и Richard, Coffesso) в количестве 31 SKU.
14.10.2021 — очередное расторжение договора – теперь с производителем сгущённого молока «Алексеевское», занимающим значительную долю рынка.
01.11.2021 — заявление о выводе из ассортимента некоторых товаров мультинациональной компании Danone с едкой карикатурой, намекающей, что сеть получает цены выше на 9%, чем конкуренты.
Что же можно наблюдать сейчас в магазинах и к чему привели подобные действия со стороны ретейлера?
· Несмотря на громкие расторжения договоров, продукция поставщиков все еще находится на полках магазинов. Причем, судя по наполненности, и срокам годности – это новые поставки.
· В чем причина этого: либо такие шаги позволяют «прогнуть поставщиков» и найти с ними в итоге общий язык, либо это были только громкие звуки и сеть продолжает работать на новых, выгодных поставщику условиях? Судя по ценнику – цена на уровне крупных федеральных игроков, т.е. можно говорить о нормальных условиях для ретейлера, если он может выдержать такую ценовую планку.
Конечно, оценивать эффект таких громких событий стоит с нескольких точек зрения, в долгосрочной перспектив и с учетом максимального количества факторов. Давайте попробуем выделить самые основные:
1. Традиционно все вопросы переговоров федеральных поставщиков (особенно мультинациональных) и крупного ретейла держатся в максимальном секрете, т.к. и для тех и для других – это большой кусок пирога. Но так же традиционно – основные условия так же знакомы ключевым переговорщикам конкурентов хотя бы в общих чертах – коммуникацию в сообществах никто не отменял.
2. Несомненно, закон о торговле и текущее законодательство максимально защищает поставщиков (и мультинациональных тоже) о «беспредела» торговых сетей, но так же очевидно что эта игра тоже имеет две стороны: обсуждение условий договоров с конкурентами и требования в отношении поставщика аналогичных конкурентам полочных цен незаконны. И конечно же, есть понимание того, что условия для разных игроков могут сильно отличаться в зависимости от размера сети.
3. Первые два фактора приводят к тому, что эта тема максимально «табуирована» не только во внешних коммуникациях сетей, но и во внутренних коммуникациях в отрасли, что приводит к еще большим возможностям манипуляций. Пока «Верный» - единственный, кто не постеснялся нарушить данное «табу» и, судя по всему, имеет с этого какой-то гешефт – иначе зачем продолжать это делать с завидной регулярностью.
4. С другой стороны, вести дела подобным образом и откровенно высмеивать своего прошлого и будущего партнера, не совсем подобает для крупного игрока с известным именем и представленностью в нескольких крупных регионах страны. Такой подход отталкивает потенциальных партнеров и сотрудников: «Если так ведут себя снаружи, где стоит соблюдать политес, то что творится внутри?», спрашивают себя они?
5. А внутри, судя по показателям продаж и убытков и состоянию магазинов все далеко от идеала: операционные стандарты крайне низкие, сотрудников не хватает, а сеть, несмотря на достаточно хороший рост продаж и продолжающиеся открытия магазинов, показывает растущие операционные убытки, как минимум, два года подряд.
6. О причинах происходящего внутри компании можно рассуждать долго, но инсайдеры говорят о подобном же резком методе общения и внутри компании. Все это напоминает управление и бизнес из 90-х, когда напор и наглость решали 99% всех вопросов, скидки выбивались из партнеров силой, а высокие наценки позволяли скрыть все ошибки управления внутри.
7. Несомненно, бизнес, построенный на жестких методах переговоров и управления, существует и даже успешно работает – вспомним сеть «Светофор». Но эта ниша тоже не пуста и требует, вероятно, даже больше дисциплины и внутренних правил и порядков, для достижения успешных результатов. В нише, которую в свою очередь, стремится занять «Верный», с конкуренцией «Пятерочкам» и «Магнитам», такой подход уже не работает, да и полученные сверхприбыли от более глубоких скидок со стороны поставщиков идут не в карман собственнику, а на развитие партнерских проектов и улучшение системы менеджмента внутри компании.
Выживет ли «Верный» в таких условиях и с таким подходом? Думаю, что в долгосрочной перспективе и без изменений в управлении или формате компании – нет.
Тут может быть два успешных пути развития:
1. Ссорясь с кем-то, иметь партнеров, которые могут закрыть эту нишу СТМ, либо поставлять самые дешевые товары no name. Постепенно уходя от брендов и крупнейших игроков, можно войти в другую нишу – жестких дискаунтеров и успешно развиваться там.
2. Второй путь – это внутренние изменения «через пот, кровь и слезы», с привлечением современных менеджеров и инструментов управления и партнерства.
В противном случае стоит ожидать скорого ухода с рынка, вслед за «Дикси» и Billa, еще одного ретейлера и консолидации розничной торговли в руках крупных федеральных игроков с хорошей финансовой и управленческой силой внутри.