Торговля переживает радикальную трансформацию, но мы чаще всего говорим лишь об онлайн-торговле и её влиянии на покупки. А как меняются сами торговые центры и супермаркеты? И что нужно делать, чтобы успешно конкурировать в будущем. На это есть европейский опыт. Но сначала важно вспомнить про еще один тренд, пока не слишком любимый в России…
Можно долго отрицать электромобили, но делать это бессмысленно. Переломный момент наступил, тренд очень чёткий и будущее однозначно за ними. Для начала в Европе, конечно. И этот тренд достаточно сильно меняет инфраструктуру вокруг автомобиля, где на первое и значимое место выходят именно торговые центры.
Помимо дома с парковочным местом и своего слота с зарядкой в бизнес-центре, именно моллы становятся ключевыми игроками на рынке популяризации электромобилей. Что меняет концепцию самого торгово-развлекательного центра, оставляя за бортом конкуренции тех, кто не может приспособиться к новой реальности.
Суть простая. ТРЦ из магазина превращается в автозаправку XXI века с готовой инфраструктурой. Бесплатная медленная или платная быстрая, но она становится реальным конкурентным преимуществом.
И доля «электрических» парковочных мест растёт буквально на глазах. Почему? Потому как торговые центры заинтересованы в том, чтобы клиенты проводили внутри как можно больше времени. И подобный инструмент удерживает платежеспособных клиентов лучше любой карты лояльности.
Моллы переживают кризис. Торговые центры, спроектированные пять лет назад уже безнадёжно устарели и отправляются на реновацию. В них исчезают огромные сетевые магазины и появляются компактные шоурумы с примерочными и возможностью тут же отправить неподходящие товары обратно на склад онлайн-магазина. Пропорции площадей ресторанов к торговым площадям приближаются к значению 50 на 50 и только магазины еды с обширным ассортиментом остаются реальными магнитами для трафика. Конечно, когда в них есть из чего выбирать.
Но вот что любопытно. Даже если убрать из уравнения электромобили и их заправку, наличие парковок всё равно остаётся решающим преимуществом в будущей борьбе за посетителей. Ведь высвобождающиеся места вместо магазинов будут занимать рестораны, рекреационные и спортивные сервисы, стоматологические и медицинские центры, бытовые службы, государственные службы и сервисы, службы доставки и почта. А библиотеки и поликлиники? Их встретить в больших торговых центрах, например, Финляндии можно очень часто. Дело за школами и детскими садами с открытыми площадками на крышах. Такой подход к организации ТРК создает новый трафик, новые причины для посещения и новые маршруты по самому моллу, при этом разные части центров будут функционировать с разным временем работы.
Это удобно — не пытаться метаться между разными местами в поисках случайно освободившегося, да еще и скорее всего платного места. Заехать в крытый паркинг и решить все вопросы за пару часов даже пусть и не подзарядив свой электромобиль: за этим всё равно будущее. Не говоря уже о том, что многие торговые центры сразу создаются как хабы для городского транспорта с перехватывающими парковками. И торговые центры будут вынуждены это делать, потому как количество арендаторов, фокусирующихся только на традиционной торговле будет лишь сокращаться. А время пребывания в моллах – напротив, расти.
А значит расти будет и количество требуемых парковочных мест.
И чем дифференцированнее будет набор сервисов, которые оказывают такие гипер-моллы, тем важнее будет наличие парковок.
Над которыми вверх растёт не просто торговый центр, а целый город. Порой даже с пешеходными зонами и жилыми кварталами наверху.
И это не утопия, не фантастический рассказ, а будущее, которое уже стало реальностью. Мы о нём слышим еще с 1960-х. Но сейчас, благодаря развитию того же e-commerсe, оно стало возможным, а благодаря электромобилям — желанным. Но опирается это будущее всё равно на автомобильные парковки. Как ни крути.