Меня не перестаёт удивлять логика российской онлайн-коммерции. Взять любое интервью, выступление или аналитическую статью - все мысли об одном - о стимулировании покупки. О том, что алгоритмы и Биг дата делают виртуального продавца всесильным, о том, что легко покупателей разделить на когорты и предсказать будущие покупки, дав самые выгодные предложения.

Алексей Федоров: маркетплейсы не оставят никого в живых


Кому, кстати, выгодные? Я слабо верю, что искусственный интеллект (ИИ) интернет-магазина захочет дать мне скидку, если я буду своим паттерном поведения соответствовать посетителю, намеревающемуся сделать покупку. А вот порекомендовать мне более маржинальный для магазина продукт ИИ наверняка сможет. Или помочь онлайн-ретейлеру избавиться от складских остатков. А может, убедительно продать что-то не нужное?

Мы говорим о том, что эра навязчивых продавцов-коммивояжеров, как в анекдоте про покупателя, пришедшего за тампонами для жены и купившего лодку, уже проходит.


Мы говорим о том, что паттерны поведения менеджеров по продажам всё больше и больше начинают походить на европейские, где бизнес готов жертвовать прибылью сегодня и даже завтра, чтобы покупатель приходил всегда. Мы говорим о прозрачности и искренности, когда продавец отговаривает вас от слишком дорогой покупки в пользу оптимальной… И все эти благие коммерческие намерения с лихвой мы пытаемся компенсировать алгоритмами продаж, динамическим ценообразованиям и весьма навязчивыми онлайн-предложениями для покупателей как представителей определенной когорты.

Цифровой рынок позволяет даже прятать от нас невыгодные для онлайн-ретейлера предложения, определяя порядок выдачи информации, сильно отличающийся от выбора глазами на полке.

И для недобропорядочных бизнесов цифровая ретейл-среда даёт куда больше возможностей, чем магазины из материального мира.


Ведь это навязчивого продавца можно послать, а алгоритм - нет.

Но, надо сказать, ситуация не такая драматическая и мир диджитал не так уж враждебен по отношению к покупателю. Миру «больших транзакций», огромным маркетплейсам, пытающимся всеми силами занять доминирующее положение на рынке, противостоит мир D2C, мир прямых продаж и персонального общения через социальные сети. Не говоря уже об офлайн-шоппинге, который становится тем ценнее, чем большую долю онлайна отвоёвывают себе маркетплейсы и магазины всего.

Хочешь сервиса, хочешь выбирать между качественными предложениями, хочешь упростить процесс покупки - всегда можно решить эту задачу, обойдя стороной ретейлера. И если в офлайне сложно не пользоваться плохим магазином с хорошей локацией, то в онлайне этого всегда можно избежать.

Маркетплейсу, который стремится лишь к множеству транзакций, противопоставить онлайн-шоппинг «от производителя» или от сфокусированных онлайн-магазинов с экспертизой.

Вот и получается, что несмотря на диджитализацию, мы опять приходим к равновесному состоянию. Хочешь покупать дёшево, но с риском - добро пожаловать на онлайн-базары. Но не обижайся, если купишь не то или случайно останешься без кошелька. Хочешь получить удовольствие от покупок и спокойно выбирать среди лучшего - потрать время и потрать чуть больше. Но зато без риска. Так же, как это было всегда.

Так что онлайн-коммерции, которая готова катком пройтись по рынкам, стоит немного притормозить. По этическим соображениям.

Ведь велик шанс, что каток этот сделает рынку только хуже: большие данные, и умные алгоритмы сделают бедных еще беднее, а богатых и вовсе отправит в офлайн.


Сочетать полезный шоппинг с приятным времяпрепровождением.

Хотя, пожалуй, я сильно сгущаю краски. Но исключительно с целью навести читателей на размышления. Ведь именно в них и рождается истина.

Другие колонки Сергея Славинского