Глобальная роботизация

Вовлечение робототехники в работу компаний и в бизнес стремительно растет. В этом году Microsoft вложил $1 млрд в компанию OpenAI, ведущую разработки в области машинного обучения, распознавания объектов и генерации текста. В одной лодке с Microsoft идут Facebook, Amazon и Google, работающие над распознаванием голоса и языков, а также компьютерным зрением.


Недавно к ним присоединился российский бизнес. По данным исследования IDC и ABBYY, в котором участвовало более 200 компаний, в 2019 году объем инвестиций в технологии искусственного интеллекта составил $139 млн. И этих вложений будет ежегодно становится больше на 30%.


Робототехника – инструмент способный оптимизировать некоторые внутренние процессы компании, сделать систему более гибкой. Ключевым в этой истории для российского рынка стало то, что в конце этого года в Совете Федерации разработали законопроект, закрепляющий принципы взаимоотношений робота и человека.


Согласно этому закону, робот является продуктом достижений цифровых технологий, состоит из двух или более частей, управляется средствами заложенной в него компьютерной программы и способен как выполнять ранее запрограммированные человеком действия, так и решать задачи в автономном режиме. Правовое регулирование отношений в сфере оборота роботов основывается на принципах благополучия человека и гражданина, безопасности личности, общества и государства, открытости информации о технологиях робототехники.

Сейчас в России отсутствует специальное законодательное регулирование, учитывающее специфику применения технологий робототехники, тогда как в ряде стран уже существует первичное правовое регулирование по этому вопросу. Принятие данного закона может помочь бизнесам более свободно внедрять автоматизацию в свои процессы. Что приведет в ближайшее время к полной роботизации миддл-менеджмента. И структура компаний  изменится — она будет с «узкой талией».


Что ждет систему управления компании, благодаря роботизации

Сейчас довольно быстро становится ясно, что роботы все еще очень далеки от того, чтобы заменить людей. Например, для роботов на сегодняшний день сложнее выполнять задачи с задействованием мелкой моторики рук. На нашем примере – посыпать салат тертым пармезаном. Но количество задач, где человек намного эффективнее, составляет львиную долю. Также остается критически важной экономическая сторона вопроса — большинство роботизированных решений по-прежнему настолько дорогостоящие, что даже потенциальные сроки окупаемости измеряются десятилетиями. Все это приводит к тому, что большинство случаев роботизации носят «витринный» характер и имеют скорее маркетинговый, чем производственный потенциал.

Если идея о полной автоматизации роли человека (в нашем случае на кухне) пока откладывается, то хочется рассмотреть возможность автоматизации отдельных задач.

Мы определили блюда, где роботы могут быть полезнее всего — сырники и яйца пашот.


Оказалось, что и тут все непросто: готовых роботов нет, мало кто делает дома большое количество яиц пашот или сырников, поэтому даже кухонная техника для этих целей еще не появилась. В итоге мы находимся на стадии поиска партнеров и специалистов, которые взялись бы за роботизацию этих процессов. А пока — оснащаем кухни самым современным доступным оборудованием, которое делает работу людей удобнее. Но это оборудование намного больше напоминает умную кухонную или ресторанную технику, чем роботов.

Отсутствие роботизированных решений для линейного персонала — не повод останавливаться. Например, в структуре компаний уже сегодня совершенно реально роботизировать работу менеджеров среднего звена. Традиционно мидл-менеджмент — это прослойка между высшим руководством компании и линейным персоналом, которая выполняет в обобщенном виде две функции:

1. Доносит информацию от топ-менеджмента до уровня линейного персонала;

2. Обеспечивает обратную связь операционных ситуаций.

Если пока что работу линейного персонала механические роботы осилить не способны, а стратегические и креативные задачи, стоящие перед топ-менеджментом плохо поддаются искусственному интеллекту, то как раз информационная роль мидл-менеджмента вполне может быть автоматизирована.

Мидл-менеджмент с экономической позиции может быть наиболее перспективной точкой приложения усилий автоматизации. И что особенно привлекательно — здесь не нужны дорогостоящие механические решения: учитывая коммуникационную функцию мидл-менеджмента, ее можно заменить программными методами автоматизации процессов.

Мы начали с того, что переименовали employees (линейных сотрудников) в value-producer-ов (производителей ценностей), намекая на особую важность этих людей в будущем компании. Далее представили идеальную картину, к которой следует стремиться. Так, в этой картине каждый value-producer работает не с субъективным менеджером, а только со своим интерфейсом (например, в смартфоне), через который получает задачи и через который информирует систему о проблемах/вопросах или успешном выполнении задачи.

В нашем случае ядром процесса трансформации стала собственная ERP-система или, как мы ее называем — «админка». Сейчас все звенья в компании работают в интерфейсах одной системы, в которой заложена вся логика оффлайновых процессов. Благодаря этому каждый курьер, комплектовщик или повар видят перед собой задачи, которые ему нужно выполнять прямо сейчас. В итоге коммуникация между всеми отделами стала эффективной и структурированной. Информация распространяется мгновенно и находит нужный отклик. Благодаря этому подходу мы уже в значительной мере продвинулись в сторону сужения талии компании. Так, на сегодняшний день к миддл-менеджменту можно отнести всего 73 сотрудника, что составляет чуть более 3% от общего числа персонала.

Также благодаря системам автоматизации теперь составлять прогнозы может не только человек. В «Кухне на районе» мы составляем еженедельные меню и прогнозируем спрос на них, чтобы наши отделы закупок и фабрика-кухня могли подготовить и доставить точное количество ингредиентов для каждого блюда на каждую кухню в каждый день. Из-за динамичности меню (мы меняем до 60% блюд в меню еженедельно), а также существенных различий в предпочтениях клиентов в разных районах города (что тоже считывает робот), задача прогнозирования становится непростой.

Недостаточно просто взять то, что было на предыдущей неделе и экстраполировать. Так как каждый день в каждой кухне меню состоит из примерно 100 блюд, а кухонь у нас сейчас 26, то при 7 днях в неделе мы получаем 100*26*7 = 18 200 комбинаций блюдо-район-день недели. На каждую такую комбинацию надо построить прогноз количества необходимых ингредиентов. Мы визуализируем эту сложность, взглянув на количество клеточек, в которые человеку или роботу надо поставить прогнозы.

Как будет выглядеть управляющий состав компании

Если условно разбить компанию на три уровня: топ-менеджмент, миддл-менеджмент и линейные сотрудники, то зачастую управляющий состав компании представляется в виде пирамиды, где  самой массивной частью (по количеству сотрудников) является линейный персонал, средней – мидл-менеджеры и верхушкой – топ-менеджеры.

Кухня на районе 1.png

Так, применяя системы автоматизации в рамках линейного персонала, система управлении может выглядеть следующим образом:

Кухня на районе 2.png

Предполагаем, что в новой «роботизированной» компании соотношение топ-менеджмент VS мидл-менеджмент изменится с 1 к 1 до 2 к 1.

Как изменится рынок труда и мотивация персонала

●     Без мидл-менеджеров линейные сотрудники почувствуют себя более весомыми участниками компании.

●     Устранение мидл-менеджмента позволит повысить удельную оплату труда линейных сотрудников.

●     Линейные сотрудники лучше поймут правила работы — они работают в понятном интерфейсе и наблюдают в режиме онлайн сколько они заработали денег.

●     У мидл-менеджмента появится стимул или работать умнее и переходить в топ-менеджмент, или выбирать более линейный труд и становиться линейными сотрудниками.

●     Топ-менеджмент, лишившись человеческого интерфейса в лице мидл-менеджмента станет лучше понимать и разбираться в особенностях работы линейный сотрудников, так как по сути теперь будут общается с ними напрямую (хоть и посредством интерфейсов, которые сам и создает).

●     С точки зрения экспансии новое положение вещей откроет больше выгоды, так как поиск мидл-менеджмента в новые открывающиеся рестораны всегда был сложной задачей.

Будущее

В потребительском сегменте использование роботов будет набирать обороты. После пандемии как отдельный человек, так и общество в целом и компании переосмыслили многие вещи. И теперь, как и потребители, компании хотят, чтобы все работало еще более точно и быстро. Кроме того, будет все больше становится нормой делегирование рутинной работы и бытовых вопросов внешним сервисам (уборка, готовка, транспортировка, хранение). И бизнесы будут под это еще больше подстраиваться. Мы находимся на пути от сложных схем к автоматизации большинства вопросов.

Миддл-менеджменту в человеческом обличии суждено уйти, уступив место роботам. 


Как и частично аналитике и бухгалтерии – со сбором и анализом данных быстрее разберется искусственный интеллект, оставив за человеком творческие вопросы и планирование траектории движения. А вот линейный персонал, по моему мнению, никуда не денется. Это как раньше переживали, что будет с извозчиками, когда мы все пересядут в свои автомобили. Вопрос о линейном персонале примерно из этой же серии. На смену извозчикам пришли водители. Роботы могут только облегчить жизнь линейного персонала. На кухне нарезать овощи, натереть сыр, разложить их в емкости. Но в других аспектах, ему не будет хватать человеческого фактора и эмпатии.