Название нашей сессии «Нужна ли аптека» можно назвать провокационным и притягивающим интерес для дискуссии. Система здравоохранения – важнейшая функция государства и без лекарственного обеспечения она не может работать. На сегодняшний день в России больше 2/3 лекарственных препаратов выдается через аптечные учреждения. Кто другой, кроме аптек, может ответственно, бесперебойно и качественно выполнять эту важнейшую функцию для страны? Сейчас существует понятная цепочка – производитель, врач, аптека, пациент. В марте 2020 года нашей стране удалось пройти первую волну пандемии за счет системы здравоохранения и за счет фармацевтов и провизоров. Где тогда и где сейчас находится стратегический запас препаратов? В разветвленной аптечной сети, насчитывающей более 70 тыс. точек по всей стране. Это и есть подушка безопасности для государства в случае появления различных инфекций. Некий лекарственный Росрезерв.

Чем отличается аптечный ретейл от других отраслей розничной торговли? Мы видели всплеск инфляции на многие товары, а что происходило с лекарствами? На ноябрь 2021 года по данным DSM Group, рост цен на ЖНВЛП (Жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты) составил - 2,1% (дефляция), а рост цен на препараты, не входящие в список ЖНВЛП, составил 4,8%. Какая-то еще розничная отрасль может похвастаться такими цифрами? Фармацевтическая розничная отрасль совмещает в себе свободу предпринимательства и жесткое ценовое госрегулирование, которое позволяет сдерживать цены. Пустых полок в аптеках тоже не было, как в некоторых продуктовых магазинах в марте 2020 года. 

Когда отрасль работает эффективно, все думают – работает и ладно. И тут можно вспомнить изречение «что имеем — не храним, потерявши — плачем». Поэтому при изменении законодательства важно смотреть на дальнейшие последствия, которые они могут принести для отрасли. Так, при переходе к дистанционной торговле рецептурными препаратами, нужно более осмотрительно принимать решение. Необходимо внедрить сначала систему электронных рецептов и получить гарантию, что препарат доедет в том виде, в котором он должен доехать по требованиям производителя. Условно, пицца не должна ехать рядом с флакончиком иммуноглобулина.

Еще один интересный момент. Многие игроки рынка из смежных отраслей хотели торговать лекарственными препаратами, получили доступ к продаже лекарственных безрецептурных препаратов, но больших успехов не достигли. На мой взгляд, это связано с тем, что лекарства изначально низкомаржинальный товар, среда очень высококонкурентная, плюс имеется госрегулирование. Что касается аптек, у них невысокая рентабельность. Рентабельность по чистой прибыли в среднем по рынку составляет около 1%. Аптеки живут в режиме больших ограничений, в том числе по ассортименту и не могут торговать всем.

Для дальнейшего сдерживания роста цен было бы целесообразно дать аптекам возможность продавать чуть более расширенный ассортимент товаров, связанных со здоровьем. Например, диабетическое питание или столовую воду, а не только минеральную.

Я очень надеюсь, что в будущем аптека останется местом, куда пациент может прийти, обратиться за помощью и получить фармацевтическую консультацию. Если государство будет думать о том, что специализация и профессионалы не нужны, что любая организация может взять на себя любое направление и работать с ним – мы уничтожим специалистов. Поэтому очень важно различными инициативами не убить профессию, которой не одна сотня лет.

Лекарственные препараты – это достаточно уникальная категория товаров, которые при неправильном использовании могут принести вред. Любая компания, которая претендует на право их реализации должна, безусловно, соответствовать всем требованиям (по хранению, по обеспечению температурного режима при доставке, при идентификации получателя препарата). Резонный вопрос – умеем ли мы это делать? Ответ такой – мы это должны уметь делать и ряд компаний умеют делать. Значит ли это, что участие маркетплейсов и их работа на этом рынке повышают риски? Есть легкий ответ на этот вопрос. Нет, потому что у государства есть инструмент контроля за теми, кому предоставлено такое право, выдана лицензия и у него есть возможность применить санкции в случае выявления нарушений.

Но есть и более сложный ответ. Да, появляется новый участник, который пока не знаком регулятору и нужно двигаться осторожно, чтобы не дискредитировать идею разумного расширения круга участников оборота лекарственных препаратов. Но это возможно и это можно сделать.

Мне кажется, если стратегия государства в части оказания медицинской помощи и развития системы здравоохранения предусматривает развитие телемедицины, частью которой является электронный рецепт, то нужно двигаться в сторону того, чтобы электронный рецепт предполагал возможность доставки и рецептурных лекарств тоже.

Одно без другого не работает – это важный элемент развития телемедицины.

Удар ли это по аптекам? Конечно же, нет. Нужна ли аптека? Да, нужна. Нет мыслей о том, что маркетплейсы и другие электронные каналы доставки заменят или поставят под удар существование аптек. Этого не произошло в офлайн-ретейле, ни у нас, ни за рубежом, поэтому аптекам также ничего не грозит. Потому что это важная инфраструктура по лекарственному обеспечению граждан. Но если телемедицина, как инструмент обеспечения доступной медицинской помощи, будет развиваться, то появление дополнительного канала дистрибуции лекарственных препаратов будет шагом в правильном направлении.

В будущем аптека будет восприниматься как место, где будет предоставляться качественная услуга, обеспеченная надлежащими кадрами. В разных сегментах экономики сейчас можно увидеть консолидацию рынка вокруг одного игрока и сокращение доли остальных игроков из-за неблагоприятной экономической ситуации, из-за ситуации, когда мы живем в условиях не экономики доходов, а экономики издержек. В итоге это может привести к тому, что цифры, характеризующие количество аптечных сетей и число аптечных точек будут стремительно сокращаться. И это уже настоящий удар для отрасли.

Мне нравится вопрос «Нужна ли аптека?» Аптека, конечно, нужна. Приятно, когда бизнес говорит про потребности бизнеса и отрасли, но вопрос нужно ставить иначе. Какая потребность есть у клиента? Есть ли у клиента в период пандемии коронавируса потребность в доставке лекарств на дом. На мой взгляд, оно колоссальная. В России в 2020 году была довольно быстро принята мера по возможности доставки безрецептурных препаратов. В этом году мы надеемся, что будет запущен эксперимент по доставке рецептурных препаратов. Это поможет сохранить здоровье граждан. Аптека, безусловно, нужна. Нужен фармацевт с его консультацией, но нужна и цифровизация отрасли.

Если мы посмотрим на статистику, наценка в аптеках выросла с 20 до 27%, потому что они вынуждены выживать.

Аптечный бизнес укрупняется, топ-20 аптечных сетей наращивают свою долю, увеличивается давление на производителей.

На мой взгляд, необходимо двигаться в двух направлениях. Первое – либерализировать цифровизацию здравоохранения, поскольку эта мера является основным драйверам уменьшения смертности, увеличения продолжительности жизни и повышения качества жизни. Но также следить за безопасностью. Норму, разрешающую торговать аптекам только аптечным ассортиментом, необходимо распространить и на интернет.
Второе – распространение электронного рецепта. Конечно, его нужно форсировать. Более 15 регионов России внедрили систему электронных рецептов, я считаю, необходимо быстрее внедрить его по всей стране и усилить контроль за рецептурным отпуском. Мы одна из немногих стран, где за рецептурным отпуском из розничных аптек осуществляется очень низкий контроль, но высокий контроль при доставке их на дом. Однако, все равно эти лекарства приезжают на дом, просто курьерами выступают родственники больных, мужья со списком или рецептом – по сути они те же курьеры, просто непрофессиональные.

Я думаю, не стоит спорить о том, нужна ли цифровизация – это очевидный вопрос. Назову несколько цифр. В нашей аптечной сети ежемесячно совершается примерно 11 млн покупок, по нашей статистике 81% покупателей осуществляет покупки в аптеке только офлайн и нигде не проявляются как онлайн-покупатели, 4% покупателей делают приобретения только онлайн, около 16% живут и онлайн и офлайн.

В фармацевтической рознице доля клиентов старше 45 лет составляет примерно 27%, что в два раза больше, чем в среднем по ретейлу. 

Доля молодежи в аптечной рознице невелика – доля их покупок составляет около 2%. 

Нужна ли дистанционная торговля и доставка – конечно, нужна. Если человек по каким-то причинам не может дойти до аптеки, то лучше ему доставить это лекарство, чем он его не употребит вовсе. По данным Ipsos, за последний год доля людей, за год ни разу не посетивших врача, выросла с 41 до 48%. Теперь представьте, какую роль играет фармацевт и провизор, который зачастую вынужден давать консультацию, которую давать и не должен. Консультация и живое общение с фармацевтом на сегодня являются важным элементом.

Поговорим про фармацевтов. Судя по тому, как у нас относятся к провизорам и фармацевтам, аптеки не нужны. Средняя зарплата провизора-фармацевта в Европе составляет $40-60 тыс. в год, в Америке она может доходить до $120 тыс. в год. Так как мы говорим про дорогостоящее образование и супер помощь населению. Наши аптеки и наш аптечный бизнес не может обеспечить зарплату даже в $1 тыс. в столице (в месяц – Ред.). Это же стыдно! Мы дискредитируем фармацевта и провизора. Не будет престижа у этой специальности, мы с вами аптеки не сохраним. Они умрут сами по себе – не будет провизора, не будет аптеки. А почему так? Потому что экономика аптеки не позволяет платить достойную зарплату. Поэтому если мы говорим о том, что нам нужны аптеки, мы в первую очередь должны повышать рентабельность аптечного бизнеса.

Давайте разберемся, что с нашими аптеками не так. Мы уже говорили, что аптеки не могут бесконечно увеличивать наценки на ряд препаратов. Процент эквайринга у крупных продовольственных сетей 0,6-0,8%, а в аптеках 1,4-1,6%. А мы еще считаем аптеку социальным учреждением, которая всем нужна. Кому? Наши попытки договориться с банковским сообществом, с Visa и Masterсard не увенчались успехом. Помогите нам решить эту проблему! Вторая история связана с маркетплейсами и так далее. Нужно менять законодательство в сторону изменения подхода к ассортименту аптеки. Минеральной водой торговать можно, а питьевой нельзя. А ведь таблетку нужно чем-то запивать.

На наш взгляд, аптека должна стать местом, где будет культивироваться отношение к здоровью. И не только за счет лекарств, а еще и с помощью товаров здорового образа жизни, продуктов питания для диабетиков и многое другое. Нужно переходить от перечня, разрешенного к продаже в аптеках ассортимента, к формированию перечня запрещенного ассортимента (краской торговать нельзя). Аптекам нужна помощь.

Из выступления на Гайдаровском форуме