Биография

Руслан Исмаилов родился 14 июля 1977 года. В 1996 году окончил Московский университет потребительской кооперации по специальности «экономист-международник».

В розничной торговле работает около 20 лет. Карьеру в организованной рознице начал в 2002 году в международной сети Metro Cash&Carry, где прошёл путь от руководителя отдела до директора гипермаркета. В 2009 году в должности заместителя генерального директора управлял мультформатной розничной сетью «Мосмарт». До прихода в «Магнит» в мае 2019 года Руслан 4 года работал в розничной сети «Лента» дивизионным директором, а также управлял форматом «супермаркет».


Руслан, как «Магнит» прожил последние 3 месяца? 
- Время было очень тяжелое. И не только для нас – для всех. Но в «Магните» мы заранее, еще в феврале, стали наблюдать за происходящим в мире и готовиться к неприятностям: закупать товары первой необходимости, делать запасы. А в середине марта подключились к общей антивирусной борьбе.

Много ли магазинов вы закрыли за время карантина?
- Мы закрыли один гипермаркет в Краснодаре, в знаковом ТЦ «Галерея» на ул. Красной. Решение было принято совместно с ТЦ. И были закрыты 7 магазинов «Магнит Косметик» в торговых центрах. Итого получается 8 объектов. Кроме того, нам приходилось закрывать на санобработку отдельные магазины. Но мы их довольно быстро вновь открывали.

Справка

Сеть «Магнит» на рынке более 25 лет. Это один из крупнейших частных работодателей в России. Под брендом работает почти 21 тыс. магазинов в 65 субъектах федерации. Это и магазины у дома, и гипермаркеты, и аптеки, и сеть дрогери. В холдинг входят собственное производство продуктов питания, тепличный комплекс, 38 распределительных логистических центров и более 6 тыс. автомобилей.

Чистая розничная выручка ПАО «Магнит» в I квартале 2020 года увеличилась на 17,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 364,8 млрд рублей. Чистая прибыль увеличилась более чем на 30% год к году и составила 4,2 млрд рублей. Сопоставимые продажи сети увеличились на 7,8% на фоне роста среднего чека на 3,7% и роста трафика на 4%. С начала года сеть увеличилась на 38 тыс. м2, и достигла 7,28 млн м2 (по состоянию на 31 марта 2020 года).


 До кризиса у вас были серьезные планы по развитию сети дрогери. Они в силе?
- Мы планировали открыть за текущий год 1100 таких магазинов. Конечно, за время чрезвычайной ситуации планы пришлось скорректировать. Мы оптимизировали многие текущие операционные процессы и расходную часть. Но с мая вернулись к активной стадии роста. Конечно, 1100 магазинов «Магнит Косметик» за год мы не откроем. Но в I квартале 2020 года открыли их более 200. Сейчас у нас около 6 тыс. таких магазинов по стране.

А в целом как сеть «Магнит» приросла с начала года?
- За I квартал мы открыли 200 магазинов у дома, 216 «Магнит Косметик». Кроме того, провели редизайн в 5 гипермаркетах. Так что, на время пандемии мы не останавливали процесс развития и улучшения своих магазинов.

Насколько охотно арендодатели шли вам навстречу во время переговоров по снижению арендной платы за помещения? И есть ли локации, от которых вам пришлось отказаться из-за несговорчивости арендодателей?
- Да, такие случаи есть. Хотя кризисная ситуация позволила нам посмотреть иначе на многие магазины, которые раньше попадали в периметр не самых успешных. В карантин они стали работать лучше. В целом арендодатели вели себя довольно предсказуемо. Кто-то соглашался снижать ставку, кто-то не соглашался категорически, кто-то немного ее удерживал на время. У нас нет принципиальной позиции закрываться везде, где мы слышим «нет». Но мы ждем партнерского отношения со стороны арендодателей.

 Одна из самых острых тем сегодня – персонал. Много ли сотрудников  у вас заболело?
- У нас более 308 тыс. сотрудников – мы самый большой частный работодатель в стране. Конечно, заболевшие среди персонала есть. Но процент сидящих на больничном (не только из-за вируса) у нас один из самых низких в отрасли. Потому что, повторюсь, мы к карантину готовились. Ситуация с персоналом развивалась несколькими волнами и за 3 последних месяца здорово эволюционировала. Мы в несколько раз сократили текучесть кадров. Нынешний показатель текучести – один из лучших за всю историю компании. Мы набрали и обучили более 2200 сотрудников из других организаций, которые временно приостановили свою деятельность. Сейчас из них в компании остались 1200 человек, и многие изъявляют желание работать у нас и дальше.

Как сотрудники реагировали на угрозу пандемии? И как вы их мотивировали?
- Первое время была большая нервозность. Многие боялись работать. Шутка ли – находиться в магазине, на передовой, когда все вокруг заболевают, и общаться с тысячами покупателей в день. Да еще первое время были проблемы с обеспечением сотрудников средствами индивидуальной защиты, и вообще, был разброд и шатание. Но мы быстро взяли ситуацию под контроль. Закупили более 5 млн масок, 250 тыс. респираторов, 5 млн пар перчаток, более 120 тыс. литров санитайзеров для всех видов обработки, установили 16 тыс. защитных экранов на кассах. Сотрудники видели, как активно работают руководители всех уровней, и градус напряжения снизился. Вместе с тем, мы существенно упростили сам процесс работы: сократили операции, связанные с двойной отчетностью, с фотографированием, снизили число инвентаризаций, чтобы людям было легче.
Всех беременных сотрудниц, а также персонал старше 65 лет с начала пандемии отправили по домам, сохранив выплаты по больничному. Для сотрудниц ввели дополнительные выходные, чтобы они могли больше времени проводить дома с детьми. И конечно были стимулирующие выплаты, которые помогли людям в это непростое время чувствовать себя увереннее. Эта работа была проведена во всех магазинах и на производстве, где мы выращиваем овощи и грибы.

А ограничивающие режимы посещения магазинов вы устанавливали?
- Да, супервайзерам, которые работают с 10 магазинами, разрешили посещать только один магазин в день, чтобы было проще контролировать их перемещения и в случае, не дай бог, заражения отследить все контакты. То же самое сделали по нашим партнерам: мерчендайзерам, представителям поставщиков и служб эксплуатации. Но, знаете, у людей все равно было недопонимание - что же компания делает? И тогда мы стали по пятницам выпускать еженедельный дайджест для сотрудников, где рассказываем, о текущей ситуации и работе, о новых проектах и технологиях. Оказалось очень важно сохранить для людей возможность общаться. Можно сказать, я это общение инициировал и возглавил вместе с руководителями форматов. Речь о неформальном общении в корпоративных соцсетях. Там люди пишут все, что считают нужным. В результате, уровень лояльности сотрудников стал настолько высоким, что мы без особых призывов смогли устроить даже такое мероприятие, как квартирники к 9 мая (7 вечеров, где сотрудники, их дети и родственники общались и пели). Это дорогого стоит. И это уже больше похоже не на трудовой коллектив, а на семью. Собственно, к этому мы и стремимся.

Как в "Магните" появился гибкий офис, читайте здесь.



Крупные торговые сети в марте-апреле накапливали запасы популярных товаров. На дворе июнь. Вернулись ли вы к обычному планированию и много ли товаров пришлось утилизировать?
- Мы не накапливали запас, а заказывали товар, согласно спросу. Да, 17 марта мы продали гречку, крупы и консервы в 5-7 раз больше обычного. Но спрос на них быстро упал и мы вернулись к простому потреблению, когда люди больше покупают овощи, фрукты и мясо. Глобально ничего в своем ассортименте и в своей стратегии мы не меняли. 

Что у вас с промо? Изменилась ли политика таких продаж за время карантина?
- Объем промо у нас сократился. Главным образом потому, что людям в карантин сложно было перемещаться на большие расстояния. Раньше в поисках лучшей цены они посещали 4-6 торговых точек. Но в карантин этой возможности у них не стало – приходилось идти в ближайший магазин и покупали все нужное там. Но мы продолжаем поддерживать свою промо-стратегию. В этой теме есть определенные планы. Но пока не могу их озвучить.

Многие сети создают «зеленый коридор» для фермеров и малых предпринимателей, желающих встать к ним на полку. Есть ли у вас планы по созданию облегченного режима для локальных поставщиков?
- Сразу хочу сказать, что облегченный режим вовсе не значит «захотел и зашел». Мы очень серьезно относимся к вопросу качества поставляемой в сеть продукции. И все, что приобретаем для реализации и для собственных нужд в качестве сырья, очень серьезно контролируем. Теперь о локальных поставщиках. У нас в каждом округе есть команда специалистов коммерческого блока, которые занимаются работой с локальными поставщиками, в первую очередь, в категории «фреш», которую потребляют покупатели на местах. У нас очень приличный объем продаж локального ассортимента. В разных товарных группах он свой, но работа идет активно.

Что для вас сейчас безопасный магазин? Что там должно быть обязательно?
- О технике вопроса говорить неинтересно: СИЗ, социальная дистанция, санобработка - это калька. Гораздо важнее, как люди сейчас перестраивают отношение друг к другу, куда направляют свою социальную активность. У нас есть волонтерская программа «Дежурный по стране». Наши сотрудники по доброй воле обслуживают тех, кто не может сам ходить в магазин. В первый же час запуска программы в нее записались 800 сотрудников. Я горжусь и этой инициативой, и своими коллегами.

Как "Магнит" развивает своих логистов, читайте здесь.



Вы около года руководите «Магнитом». Каким для вас был этот год? И как изменилась компания?
- За этот год я слился с компанией и всецело посвящаю себя ее делам. Последние 3 месяца я прожил вдалеке от семьи – она в Москве, а я - в Краснодаре, где находится головной офис «Магнита». Этого требовала ситуация.
Я уверен, что бизнес «Магнита» развивается в правильном направлении. Вовлеченность людей здесь невероятная – я такого нигде не видел. Наши сотрудники верят, что «Магнит» очень скоро вернет себе лидерство в абсолютном зачете. Мы к этому движемся семимильными шагами. Но еще многое предстоит сделать. «Магнит» - мощный организм. Может он где-то прибаливал, но теперь точно идет на поправку. И когда мы разгонимся, нас будет уже не остановить.

Из выступления на онлайн-встрече «Какими торговые точки станут в будущем», организованной Retail.ru

Над материалом работала Наталья Ковтун