Еще одна гендерная история на днях всколыхнула интернет. В центре Казани появилась парковка, предназначенная специально для женщин. Основное отличие от традиционных парковочных мест – ширина больше обычных 2,5 метров и розовый цвет. Женская реакция в соцсетях была трех типов: «Интересно придумали, стало удобнее», «Почему розовый? Нас всех считают глупыми блондинками!» и «Как посмели в очередной раз дискриминировать женщин! Чем мы хуже мужчин?».

Мнение зависит от внутренних установок женщин и их отношения к гендерному неравенству – хороший повод и для улыбки, и для феминистских рассуждений. Как обычно, посмотрим с разных сторон:

1. Ширина парковочного места
У многих новичков независимо от пола в первые годы вождения есть сложности с парковкой, все приходит только с опытом. Проблемы в городе, когда нужно втиснуться так, чтобы не увез эвакуатор и не зацепить соседей, бывают не только у женщин. А вот с прямым заездом проблем не бывает практически ни у кого. Конечно, чем шире, тем лучше, но и 2,5 м всем достаточно, если не парковаться по диагонали. Поэтому даже если конкретную женщину не зацепит гендерный акцент, негативная реакция может быть вызвана тем, что под сомнения ставятся ее водительские навыки.

2. Розовый цвет
Привлекает внимание, четко указывая на гендер и вызывая практически 100%-ю ассоциацию с блондинками из анекдотов. Мужчины на такие места встанут только если все остальные будут заняты. При этом независимо от позиции женщин, им может просто не нравиться розовый цвет. Многие модные дизайнеры и историк моды Александр Васильев, популярный у женской целевой аудитории, категорически против «цвета молодого поросенка», если речь не идет о девочках младше 12 лет. Это еще одна из причин, по которой может возникать негативная реакция.

Потребитель после кризиса: 10 трендов от Елены Пономаревой



3. Забота
Судя по тому, что говорит сам казанский ЦУМ, как часто у нас бывает в последнее время, намерения были благие. Действительно, более широкое парковочное место дает больше удобства для женщин с детьми и для тех, кто делает крупные покупки, снижая вероятность зацепить соседнюю машину и давая возможность комфортно все разместить в машине. Но это не только про женщин, это нужно практически любой семье, приезжающей, например, в гипермаркет, чтобы купить продукты на неделю, или в магазин товаров для дома, когда идет ремонт.

4. Учет женских потребностей
Объективности ради, не беря в учет чисто женские товары и услуги (салоны красоты, женская одежда, продукты питания и др.), на рынках не так много предложений, учитывающих пожелания женщин. Если бы автомобили проектировали женщины, они сделали бы внутреннее пространство удобнее. Нам нужно куда-то положить помаду, перчатки, влажные салфетки, телефон, кофе и др., но это все не помещается в предназначенные для хранения отсеки. Если бы мужчины попытались ввести пару раз длинными ногтями пин-код от банковской карты, они бы поняли, что это небольшая, но проблема. Если бы не нужно было самостоятельно заправлять машину (заправщики есть не на всех АЗС), жизнь женщин была бы легче, потому что у некоторых есть аллергия на бензин. Пусть хотя бы будут бесплатные влажные салфетки на каждой колонке. Все это мелочи, о которых мужчины не задумываются, потому что не сталкиваются с ними. Как ни крути, мир вокруг больше мужской, чем унисекс. Поэтому пусть и при негативном восприятии частью женщин инициативы казанского ЦУМа, это одна из немногих попыток понять женщин как потребителей и помочь им (см. пункт 3).

Рекламный обезьянник: Елена Пономарева о ролике Ксении Собчак про «Перекресток»



5. Знак на асфальте
В обсуждение вступили даже мужчины. Не отрицая желание ЦУМа обеспечить удобство, пользователи соцсетей предлагали значок коляски для мам и пап с детьми или знак «У», который выдается новичкам. В этом случае гендер ушел бы на второй план (считывался бы на втором уровне).
Результат предсказуем, парковку закрыли. Причина – несоответствие требованиям ГИБДД и дискриминация водителей по половому признаку. Хотели помочь женщинам, а обидели мужчин, вот такой парадокс. Повторю то, о чем писала уже неоднократно – сначала нужна хорошая подготовка, только затем реализация. Идея была интересная (см. пункт 3), есть зарубежные варианты, но у нас ее реализовали, не продумав все, в том числе, юридические мелочи и не спросив самих женщин, нужно ли им такое нововведение. А ведь если площади парковки позволяют и соблюдены требования по количеству обязательных парковочных мест, могла бы получиться интересная история для семей, женщин или мужчин с детьми. Но не додумали. Хотели, как лучше, получилась очередная гендерная война.

Другие материалы Елены Пономаревой можно прочитать здесь