У российских поставщиков продовольствия пока сложилась не самая плохая ситуация, если сравнивать с другими отраслями отечественной экономики. Поставщики продовольственных товаров работают в относительно штатном режиме, о глобальных форс-мажорах говорить пока не приходится. Я думаю, момент истины наступит в начале лета, когда запасы товара, упаковки, этикеток, запчастей для иностранного оборудования могут подойти к концу. И тогда мы можем увидеть некоторые сбои у производителей, которые не смогут найти альтернативных поставщиков и партнеров. Пока компании держатся и работают по накатанной. Например, «Пискаревский молокозавод» работает на упаковке производителя Elopak, который ушел из России еще в начале марта. Но начался май, а «Пискаревский» по-прежнему выпускает свою молочку в этой упаковке. Это либо говорит о том, что у них большие запасы, либо есть негласные договоренности.

Армагеддона в любом случае не будет. Просто компаниям придется пересматривать тип упаковки, используемое оборудование, обходными путями завозить специалистов, ингредиенты, везти их самолетами по новым маршрутам. Так что с пустыми полками мы не останемся. Альтернативой здесь станет отчасти тот же Китай и другие страны Азии, а также Турция, которая уже активно входит с предложениями на российский рынок. Ну и разного рода «лазейки» не следует забывать – из стран ЕС по-прежнему многое привозится, просто либо через третьи страны, либо не афишируется.

Но ассортимент точно сократится практически во всех категориях. Поставщики сейчас стараются уходить от нерентабельных позиций, да и сами сети начнут их выводить. Например, было на полке 10 видов молока, останется 5. Было 10 видов многозернового хлеба, останется 2, и так далее. Всякие «фермерские» продукты однозначно до минимума будут сокращены в сетях, многие производители сами будут оставлять лишь наиболее базовые и топовые позиции. Это нормально, отрасль адаптируется к внешним шокам.

Изменится тип упаковки и рецептура у ряда поставщиков. Так, сложности испытывают производители растительного молока, у них есть трудности с заказами иностранных компонентов. Их реально привезти в Россию, но это сложно и дорого. Поэтому такие компании вынуждены сейчас вести поиск аналогичных ингредиентов на отечественном рынке, что также и сложно и дорого. Да, в России есть много хороших производителей. Но вот ничтожно мало таких, кто способен организовать нормальный сервис. Тем более, способных сделать это быстро.

Продовольствие в Россию может завозиться из таких стран, как Индия, Китай и Иран. Однако с самим продовольствием у нас проблем как бы и нет. Проблемы могут быть в том, чтобы его нормально расфасовать упаковать, отстикеровать и т.п. Касаемо Ирана я вообще не особо верю в какое-то плодотворное сотрудничество. Я сам из Астрахани и про развитие международного транспортного коридора «Север-Юг», который и заточен, прежде всего, на Иран, слышу лет 20. Но развития так и нет. Однако в плане бытовой химии Иран, возможно, сможет отчасти заместить импорт – в Астраханской области строится иранский завод по производству бытовой химии, проект начали реализовывать еще в прошлом году.

У меня сложилось ощущение, что сейчас те, кто смог быстро подсуетится, сможет быстро и неплохо подняться.

Но это глобальная беда наших предпринимателей, да и нашей страны в принципе – никто ничего нормально делать не хочет. Может. Но просто не хочет.


Я верю в то, что мы можем ещё продвинуться в плане импортозамещения по части базового оборудования для производства продуктов питания, по части выпуска упаковки, селекции для создания собственного семенного фонда и ряду других критически важных параметров. Но мир в любом случае глобален и успешное развитие экономики при полном «закрытии» страны от Запада сложно представить.

Если говорить про ретейлеров, они сейчас решают множество разных задач. Взаимодействие с поставщиками, кадровые проблемы. И если вопрос взаимодействия с поставщиками решается в том числе силами и желанием самих поставщиков, то с кадрами в торговле прямо-таки беда. Многие люди из коммерческих департаментов сетей наконец поняли, что неплохо бы выходить в торговые залы своих магазинов и изучать полки – смотреть что и как продается, как покупается. От теории переходить к практике.

Провалы с программным обеспечением, отсутствие плана Б с альтернативным ПО, где заказывать чековую ленту – еще один пласт проблем сетей сегодня. Иной раз локальные сети справляются с этими задачами куда лучше федеральных неповоротливых гигантов. И любой форс-мажор в таком случае превращается в катастрофу. Например, в «Ленте» второй месяц не работают электронные камеры хранения. То ли с чеками там беда, то ли с ПО. Решить проблему путем приобретения и установки обычных камер хранения ретейлер по какие-то причинам не в состоянии. Постепенно федеральные сети переходят на отечественное и китайское ПО, разработки. Несколькими днями ранее этим похвастались в Х5 Group, например.

Ретейлеры сейчас приостанавливают свою трансформационную деятельность. Они не будут обновлять свои магазины, не будут открывать новые точки в новых форматах. Концентрируются на сохранении того, что есть, отказываются от долгосрочных проектов. Так, «Самокат» уходит из небольших городов и, я думаю, далее сконцентрируется на более перспективных - мегаполисах. Полагаю, разного рода новые форматы магазинов, например, «без продавцов», явно поставят на паузу. Так же, как и реконцепцию уже имеющихся торговых точек. При этом формат дискаунтеров будут развивать наиболее активно – на примере «Магнита» и Х5 мы это уже видим. «Лента» пока растёт только за счёт мини-маркетов, новые гипермаркеты открывает только «О’кей», но надо понимать, что это сделки, совершенные еще до 24 февраля, а в целом ГК «О’кей»тоже растёт лишь за счёт своих дискаунтеров «Да!».

Глобальной катастрофы в продовольственном секторе не случится и не стоит ждать дефицита или роста цен. Во-первых, если цены будут расти никто ничего не будет покупать, а значит, снизится оборачиваемость продукции. Есть предел покупательской способности и все это прекрасно понимают. Цены вырастут скорее на премиальные категории. Во-вторых, сейчас не 90-е на дворе и Россия, в отличие от тех лет, теперь один из крупнейших производителей продовольствия в мире. Мы такие не одни - в Европе сейчас тоже растут цены, в том числе из-за ситуации во взаимоотношениях между Россией и ЕС. Товар будет, просто в другой упаковке – молоко, сахар и крупы не исчезнут с полок. Да и ушедшие иностранные бренды останутся, просто их будут завозить сторонние компании, дистрибуторы, третьи лица или же они будут представлены под иными брендами. Это уже заметно по полкам некоторых магазинов.

Я немного переживаю за бытовую химию и средства личной гигиены, к лету их запасы закончатся. Смогут ли перестроить свою работу наши предприятия, чтобы обеспечить магазины товаром - вопрос. Но в долгосрочной перспективе наверняка все отрегулируется. Альтернативным поставщиком бытовой химии может стать Иран, про который я уже упоминал. Также в этом плане у Турции есть значительный потенциал. Предположу, что и Южная Корея, несмотря на статус недружественного государства, нарастит поставки по этой категории в Россию.

Отрасль розничной торговли – наименее пострадавшая отрасль в текущей ситуации. Ведь люди в любом случае будут ходить в магазины, так что они никуда не исчезнут. Другое дело, что мы увидим больше дискаунтеров, меньше премиальных магазинов. При этом условные «Пятёрочки» и «Магниты» вряд ли сильно будут страдать, а вот что-то более интересное в плане ассортимента и более премиальное – столкнётся с некоторым оттоком покупателей. Однозначно в выигрыше будут дискаунтеры и схожие с ними концепции. Но, хочу отметить, качественная работа с ассортиментом и баланс предложений – это всегда залог успеха. В пример хотел бы привести петербургскую сеть «Сезон», которая в своём ассортименте удивительным образом сочетает подход условной «Азбуки Вкуса» и условного «Светофора» одновременно. Трафик там всегда такой, что федералам остаётся только с завистью наблюдать. Мы возим туда многих клиентов, чтобы показать, что такое нормальный магазин.

Убежден, что ретейл справится с нынешним кризисом, как и со всеми предыдущими, если, конечно, мы не скатимся к плановой экономике и госрегулированию цен. Хочется верить, что этого не случится.