С начала марта мы стали жить и работать в новых условиях. Проблемы с упаковочными материалами возникли сразу. Падение курса рубля привело к подорожанию иностранных компонентов.

В результате, пластиковые заготовки, из которых мы делаем бутылки, выросли в цене на 52%, фольга для упаковки масла подорожала на 37%, в соответствии с курсом выросла цена на импортные присадки и краски для пластика и этикеток.


Упаковка – это 15% себестоимости производства и один из основных рисков сейчас для нас - перебои в ее поставке. Достаточно двум крупным упаковочным заводам с иностранным капиталом остановиться – пакетов и бутылок не будет хватать всему рынку. Но мы надеемся, что этого не произойдёт. Надо сказать, что быстрая вынужденная замена поставщиков компонентов может привезти к падению качества и сказаться на работе нашего оборудования для розлива. Например, бутылки могут неправильно выдуваться, что приведет к росту их брака.

Еще один риск – если затраты надолго обгонят доходы. Сейчас мы тратим дополнительные деньги, чтобы внести предоплату за новые заказы по новым ценам, а также оплатить отсроченные платежи. То есть за то, что поставщики привозили раньше и выставляли счета на оплату через 30 дней, теперь требуют оплатить сразу и внести 100%-ную предоплату за следующую поставку. Такие условия ставят примерно 2/3 поставщиков, но их можно понять - им нужно размещать заказы на компоненты, цены на которые могут быстро измениться. Со всеми нашими поставщиками мы постоянно в контакте и просим предупредить, если у них намечаются дефицит материалов, сбой в поставке или существенные подорожания.

Чтобы снизить риски и попробовать стабилизировать себестоимость мы стали искать альтернативных поставщиков. Так, замена уже нашлась закваскам и варенью, которые составляют 6% от производственных затрат. Рост цен на привычное нам варенье, которое мы используем для йогуртов, в начала марта достигает 70%, по некоторым видам. С альтернативой по ферментам сложнее, пока думаем как заменить. Мы также прорабатываем возможность фасовать продукты в картонные пакеты вместо пластиковых бутылок, создать так называемую взаимозаменяемость упаковки, чтобы повысить надежность производства.

Предположить, как наша работа изменится в будущем сложно. Я надеюсь, критических сбоев в поставках материалов и работе каналов сбыта не будет. Могут открыться новые ниши вместо импорта. Это сыры, снэки, молочные напитки и молочные продукты с добавками (витамины, белок, ферменты), а также десерты.

Спрос на молочные продукты в марте, по нашим наблюдениям, снизился на 10-15%.


Это можно связать как с началом поста, так и с желанием покупателя сэкономить в условиях неопределенности, поэтому мы прогнозируем небольшое снижение потребление и в ближайшей перспективе. Основные задачи для нас сейчас - не срывать заказы супермаркетов и кафе, держать качество и сохранить коллектив. Мы стараемся и будем стараться работать толково, поставлять людям наши продукты без сбоев. В краткосрочной перспективе мы видим смысл в умеренном увеличении запасов всего сырья и компонентов на складе, чтобы иметь запас прочности хотя бы на две-три недели вперед, в случае возникновения проблем у какого-то из наших поставщиков.

Что ждет российских производителей?