Прежде всего необходимо пояснить, что введенные на данный момент в нашей стране послабления, в части поставки товаров из-за рубежа, не имеют ничего общего с понятием параллельного импорта. Принятое недавно правительством РФ постановление не легализует в полной мере параллельный импорт и, чтобы в этом убедиться, достаточно просто внимательно почитать текст документа.

Международное право определяет понятие «параллельный импорт» как процесс ввоза в страну товаров, на которых нанесен товарный знак, без разрешения правообладателя этого товарного знака. Однако это еще не все. Существуют различные виды исчерпания исключительного права на товарный знак. До недавнего времени на территории Российской Федерации действовал национальный принцип исчерпания исключительного права на товарный знак. Это означало, что исчерпание прав интеллектуальной собственности на товарный знак наступало лишь после первой продажи товара на территории ЕАЭС.

В Европе же, например, по сей день действует региональный принцип исчерпания исключительного права, в соответствии с которым исчерпание прав интеллектуальной собственности на товарный знак наступает после первой продажи товара лишь в какой-либо из стран, входящих в ЕС. А в Соединенных Штатах ситуация обстоит совсем иначе – там исчерпание прав интеллектуальной собственности на товарный знак наступает после первой продажи товара в любой стране мира и в дальнейшем для перепродажи этого товара разрешение правообладателя не требуется. Такой принцип исчерпания исключительных прав на товарный знак называется международным. И это, фактически, и есть параллельный импорт.

Несколько лет назад, апеллируя к положительному мировому опыту, а также к развитию конкуренции и снижению цен на товары, сторонники легализации параллельного импорта в России пытались пролоббировать принятие соответствующих послаблений. Против данной инициативы выступали в первую очередь ассоциации правообладателей брендов, чьи мотивы абсолютно понятны и можно обосновать снижением прибыли и потерей лояльности клиентов. Не поддерживали эту инициативу и профильные министерства и ведомства, так как опасались, в том числе, экономических последствий.

Легализация параллельного импорта в условиях того времени могла привести к ухудшению инвестиционной привлекательности страны. На тот момент на территории Российской Федерации было локализовано большое количество производств известных мировых брендов. Введение параллельного импорта могло поставить под угрозу их работу – открывать и развивать производства в России для брендов могло перестать быть выгодным – рынок могли заполонить «серые» товары, качество и ценообразование которых отследить правообладателям товарного знака было бы просто невозможно.

Что же изменилось сейчас? Многое. Наша страна оказалась в непростой экономической ситуации, когда многие компании приостанавливают свою работу на территории России и официально прекращают отгрузки товаров. Чтобы избежать продуктового дефицита и пустых полок, чтобы потребитель смог по-прежнему покупать товары известных и привычных ему брендов правительство пытается разрешить параллельный импорт.

Почему пытается? Потому что на текущий момент времени в нашей стране действует только принятое 29 марта 2022 года постановление правительства РФ №506, в котором говорится лишь о том, что Министерство промышленности и торговли РФ наделено теперь полномочиями сформировать перечень товаров, на которые перестанет действовать подпункт 6 статьи 1359 ГК РФ, который в большей степени говорит о патентном праве, и, самое главное, статья 1487 ГК РФ, которая и определяла ранее принцип исчерпания исключительного права на товарный знак.

Однако отмена этих двух статей еще не означает легализацию параллельного импорта. Ведь помимо этих ограничений существуют еще и другие правила, ограничивающие введение в полной мере параллельного импорта в России. Никто не отменял иные требования к ввозимой продукции, действующие на территории Российской Федерации. К таким требованиям, например, относится требование по локализации продукции (означающее, что все инструкции к товару, маркировка на упаковке товара должны быть переведены на русский язык). Также есть требования по сертификации определенных категорий товаров, есть требования по нотификации (например, смартфоны должны пройти нотификацию Федеральной службы безопасности РФ) и еще ряд других требований, которые должны быть соблюдены при ввозе иностранного товара на территорию нашей страны.

Наличие этих правил позволит избежать массового появления контрафактной продукции на отечественном рынке (представить себе ситуацию, когда все предприниматели массово ринутся заграницу скупать смартфоны, а потом выстроятся в длинную очередь для получения здесь всей необходимой сертификации – крайне сложно), но не означает, что параллельный импорт в России в полной мере легализован.

Что же будет с импортов в России в ближайшем будущем? Убежден, что глобальных изменений в этой области не предвидится. Товары зарубежных брендов по-прежнему будут ввозиться в нашу страну под контролем правообладателей товарных знаков. Произойдут лишь определенные корректировки логистических и экономических схем поставок товаров. Производимый ранее для российского рынка товар как и раньше будет ввозиться на территорию нашей страны с разрешения правообладателя, но только через авторизированных партнеров, находящихся в третьих странах.

Каналы сбыта фактически останутся те же, с одним единственным отличием – мы получим других официальных дистрибьютеров, которые будут официально продавать сертифицированный товар, купленный у авторизованных правообладателями бренда продавцов в дружественных для нас странах. Для потребителя ситуация изменится, но не так радикально, как могла бы: товары постепенно вновь вернутся на полки. Единственным индикатором останется повышение цен, которое будет связано, в первую очередь, с повышением курса валют.

Принятие постановления о послаблении в ограничениях импорта на территорию Российской Федерации в какой-то степени позволяет, во-первых, избежать существенного роста цен на товары зарубежных брендов (за счет возможности ввоза на территорию страны продукции иностранных брендов в соответствии с определенным Минпромторгом перечнем). Во-вторых, дает возможность представителям крупного и среднего бизнеса продолжить свою работу по поставкам товаров иностранных брендов в Россию. Новые реалии дают возможность крупным игрокам рынка влиять на его конъюнктуру, например, знакомить российского потребителя с новыми зарубежными производителями. Если ранее какие-то бренды не были представлены на отечественном рынке по тем или иным соображениям, то теперь у них появилась возможность завоевать свою долю. В-третьих, принятые меры обеспечивают потребителям наличие ассортимента товаров на полках, а также позволяют существенно замедлить темпы удорожания. Таким образом, можно сказать, что данные нововведения дают возможность скоординировать деятельность иностранных производителей, дистрибьютеров и государства.

Однако нужно все-таки понимать, что для рядового покупателя здесь скорее больше минусов, чем плюсов. Прежде всего, цена на товар все равно вырастет (пусть и не так, как могла бы). Кроме того, изменится и ассортимент товаров (кто-то так и не увидит на полках привычной им марки шампуня или кофемашины) – сейчас невозможно предугадать какие именно категории товаров и какие бренды будут импортировать наши предприниматели. Возможно, произойдет значительное сокращение глубины матрицы брендов (например, когда вместо 30 ввозимых ранее моделей бренда, будут поставляться только 3 самые популярные, так как предпринимателям невыгодно держать на складе менее популярный или специфический товар).  

Исходя из этого, хотелось бы еще раз сделать акцент на том, что вводимые сейчас изменения – это не продуманное и выверенное стратегическое решение по легализации параллельного импорта (как это было в других странах). Это, в первую очередь, вынужденные ответные меры по поддержанию экономики России, которые никак нельзя в полной мере назвать параллельным импортом. Потому что, как я уже сказал ранее, не отменены много других требований. Это лишь возможность вернуть каким-то образом зарубежные товары на полки магазинов.

Принятие данного постановления не поставило окончательной точки в вопросе импорта. Все игроки рынка продолжают находиться в состоянии неопределенности и ждать дальнейших решений и разъяснений: как будет выглядеть перечень товаров, утвержденных Минпромторгом? Какие товары будут туда входить? Будут ли это категории товаров или отдельные бренды? Как это затронет российских правообладателей (компаний, которые производят свою продукцию на территории других государств, но бренд и бенефициары этой компании находятся в России)? На данный момент остается больше вопросов, чем ответов. Пока что, на мой взгляд, то, что происходит в нашей стране лишь отдаленно напоминает легализацию параллельного импорта. Это скорее временные антикризисные меры по наполнению полок магазинов товарами иностранных брендов. Но, как известно, нет ничего более долгосрочного, чем временное.