Война на Украине, начавшаяся в прошлый четверг, ожидаемо повлияла на российскую экономику и бизнес. Национальная валюта ослабла – доллар на Forex утром в понедельник достигал отметки около 113,5 рубля, а евро – 127 рублей. Европейские страны и Россия взаимно закрывают воздушное пространство. Отключение от SWIFT становится реальностью. У российских пользователей возникли сложности с Apple Pay и Google Pay. ЦБ поднял ключевую ставку с 9,5% до 20%. Как стало известно Shopper's, магазины Финляндии, Латвии и Эстонии отказываются от российских и белорусских товаров.

Как пишет РБК, крупнейшие импортеры и дистрибуторы алкоголя в России полностью останавливают отгрузки в связи с резким скачком евро. «Критическим» для своего бизнеса они ранее называли курс 90 рублей за евро. «Ведомости» сообщают, что импортеры продуктов питания столкнулись с задержками и отменами поставок – поставщики опасаются, что из–за санкций c ними не смогут расплатиться за товар. По данным Inc. Russia, некоторые фармацевтические дистрибуторы приостановили прием заказов и их отгрузки аптечным сетям в ряде регионов.

Спрос на бытовую технику и электронику в розничных сетях в сравнении с прошлой неделей подскочил в 3-5 раз (данные Mobile Research Group). Цены выросли на 15-30%.

MarketMedia узнал у представителей торговых сетей и ресторанного бизнеса, что сейчас происходит в их компаниях и как они адаптируются к максимально непростой экономической ситуации военного времени.

Большинство опрошенных MarketMedia компаний сегодня отказываются комментировать ситуацию. Как пояснили представители одной из крупных продовольственных сетей, «пока не сможем прокомментировать, сплошные совещания что делать и как жить». В «Верном» рассказали, что работают над комплексом мер. В торговой сети «Магнит» прокомментировали, что компания работает в штатном режиме, поставки товаров в магазины и склады идут в полном объеме. Если же санкции начнут сказываться на операционной деятельности, ретейлер намерен соответствующим образом адаптироваться, у компании есть для этого необходимые ресурсы и возможности. METRO тоже продолжает отгрузки своим партнерам, компаниям ресторанного и гостиничного бизнеса, в прежнем режиме. В том числе, политика по кредитной линии остается неизменной.

Анжела Рябова, CEO розничные сети «Красный Яр» и «Батон» и глава «Восточного союза» считает, что покупатели также как и производители очень чутко реагируют на все информационные поводы. Компания предполагала различные варианты развития событий, в том числе, и тот, который разворачивается сейчас. «Рисков на самом деле масса: это и закрывающиеся границы, и транспортные ограничения, и санкции различного уровня, и динамика курса валют, и лавинообразный спрос, который часто сопровождает подобные потрясения, – перечисляет Анжела Рябова, – Наша стратегия нивелирования рисков проста – мы сотрудничаем с надежными партнерами, которые имеют схожие с нашими ценности и настроены, как и мы, на длительную совместную работу и ориентированы при этом на потребности конечного потребителя».

Как рассказали в компании, начинает формироваться ажиотажный спрос на ключевую бакалею. Если 25 февраля он превышал обычные дни на 20–30%, то сегодня уже на 30–40%. Речь идет в первую очередь про сахар, крупы, макароны, мясные и рыбные консервы. Ретейлер добавляет, что на складах сформирован троекратный запас этих продуктов. «Как и что будет дальше – мониторим ситуацию каждую минуту», – поясняют в «Красный Яр» и «Батон».

«Мы столкнулись с тем, что наши покупатели не смогли оплачивать Aэpple Pay и Samsung Pay, а ряд поставщиков заявило о повышении цен. Политика нашей сети супермаркетов и интернет-магазина такова, что мы активно работаем с товарами российского производства. На долю российских товаров приходится 54% всей номенклатуры, в частности фермерской молочной продукции, охлажденного мяса, кисломолочных товаров, колбасных изделий, сыров и др. Доля импорта из стран, которые наложили санкции на Россию, составляет 15% от всего ассортимента. С учётом сложившейся ситуации, будем работать над его замещением, в том числе развивая СТМ»,– говорит генеральный директор сети «Лэнд» Олеся Мальцева.

В «М.видео» убеждены, что в настоящий момент  предложение ретейлера способно встретить тот спрос, который есть на рынке. Дефицита по всем ключевым товарным группам в компании не наблюдают, со всеми партнёрами находятся в постоянном диалоге.

В «СберМегаМаркет» пока не планируется изменений, онлайн–площадка работает в штатном режиме. Покупателям и продавцам доступны услуги в полном объёме. Ozon разработал меры поддержки для продавцов маркетплейса, которые помогут, несмотря на нестабильность ситуации, вести активные продажи и адаптироваться под растущие закупочные цены. В первую очередь продавцы получат несколько промежуточных выплат за продажи – площадка переведет деньги 5, 9 и 15 марта вместо разовой выплаты в середине месяца. Быстрый доступ к деньгам позволит закупиться товарами как можно скорее, что важно в условиях повышения закупочных цен, поясняют в компании.

С 1 марта до 30 июня продавцы особенно востребованных и сезонных категорий не будут платить за размещение на складах Ozon. Речь идет о товарах повседневного спроса, товарах для детей и животных, электронике, товарах для сада и огорода и других. Поставки будут приниматься в любом количестве. Таким образом, силами продавцов региональные склады наполнятся популярным ассортиментом, и площадка обеспечит быструю доставку до покупателей в любой части страны. Для продавцов, которые торгуют со своего склада или по модели интернет–витрины Ozon смягчит правила выполнения заказов, учитывая нестабильность работы логистических компаний сегодня.

AliExpress Россия тоже поддерживает бизнес. Со стороны AliExpress продавцы сейчас могут рассчитывать на 0% комиссии маркетплейса на первые 100 товаров в течение 6 месяцев и все заказы из внешнего трафика (по рекламным ссылкам продавца). Вывод денег без комиссии: все заказы на AliExpress предоплачены, продавцы могут вывести деньги, как только покупатель подтвердил получение заказа или срок подтверждения истёк. • Бесплатное хранение товара на складе в течение 60 дней (для товаров с логистикой FBA) и др. меры.
Комментируя сегодня свою отчетность за 2021 год, Дмитрий Кирсанов, генеральный директор Fix Price делится такой оценкой: «Высокая волатильность и степень неопределенности на рынках не позволяют с уверенностью давать прогнозы на 2022 год. Наш фокус направлен на обеспечение бесперебойной работы нашего бизнеса, и по мере необходимости мы будем делиться с рынком актуальной информацией». В компания LADOGA рассказали, что в данный момент продолжают исполнять обязательства перед клиентами, пристально следят за ситуацией и прорабатывают возможные решения на краткосрочный период.

Не очень оптимистично настроен и ресторанный рынок. Вячеслав Соколин, глава сети «Синнабон» в Петербурге и Новосибирске, признает, что время сейчас очень турбулентное, компания готовится к любым изменениям цены от поставщиков и к возможным нарушениям цепочек поставок. «Как всегда в такие жесткие кризисные времена мы должны понимать, что разумно совершить несколько шагов: во–первых, притормозить любые инвестпроекты, связанные с расширением текущего бизнеса, во–вторых, по возможности снизить кредитную нагрузку своего бизнеса, в–третьих, аккуратно работать с расходами и создавать финансовые резервы, – перечисляет Вячеслав Соколин, – А дальше будем подстраиваться под ситуацию, потому что точное развитие событий не знает сейчас никто». По его словам, с правообладателем бренда «Синнабон» у компании абсолютное взаимопонимание, никто не собирается отзывать франшизу, пока что все в полном порядке.

Все очень быстро меняется. Есть повышенный спрос, но не ажиотаж. Поскольку у нас есть доля товара под заказ – и эти заказы клиенты сделали – будем стараться их исполнить, хоть и цена поставки для нас вырастет. Европейские фабрики перешли на предоплату, но пока мы не размешали заказы. Что касается российских фабрик – каждый исходит из своего видения. Сегодня старая цена, завтра новая, какая – неизвестно. Кто–то в отсрочку, кто–то в предоплату, а кто–то вообще сказал «стоп», ждём пару дней. Товар сейчас есть, и на пару месяцев товара точно хватит — это наши полки и склады фабрик, поставщиков.

Могут возникнуть определенные сложности в поставках из–за рубежа. Есть вопросы оплаты, транспорта, есть решения их правительств. Например, поставки в Россию не будут страховаться. Значит, предоплата и перечисление денег пойдут через окольные пути. Я даже не представляю пока какие, мы даже ещё не выясняли. Мы надеемся, что жители России не должны быть лишены и не будут лишены выбора обоев из других стран – из Германии, Швеции, Италии, Бельгии, Голландии. Мы всегда поддерживали отличный выбор обоев из разных стран, это же дизайн, разная школа. Мы умеем продавать обои, и надеюсь, что не придётся заниматься строительством укреплений, поэтому, конечно, я, надеюсь, что спрос будет.

События на Украине и последовавшие за конфликтом санкции, падение рубля и финансовые ограничения в отношении российских компаний в перспективе могут отразиться на молочном рынке России. Уже сейчас мы получаем сигналы от компаний о возникновении некоторых логистических трудностей в работе в приграничных с Украиной районах. Однако они носят точечный характер – где–то водители отказываются выходить на маршруты, где–то страховщики не хотят оказывать услуги. Системно перебоев с поставками продовольствия нет. Некоторые сети попросили увеличить объем поставок, но не в разы — в этом сейчас нет необходимости.

В целом давление на себестоимость молока и молочных продуктов может в ближайшее время серьезно вырасти. Мы все еще серьезно зависимы от импорта по ветеринарным препаратам, семени, оборудованию и комплектующим и многим другим позициям. Все эти составляющие себестоимости в результате ослабления рубля будут расти в цене. Курс валют крайне важен при закупке упаковочных материалов. Основные поставщики – Китай, страны Евросоюза. Все контракты на поставку привязаны к курсу, и здесь, конечно, не стоит питать иллюзии – упаковка будет дорожать.

Еще один сложный вопрос – доступ к кредитным ресурсам и к государственной поддержке. К сожалению, девальвация рубля отчасти нивелировала те усилия, которые были приложены государством в части выделения дополнительных средств на кредитование посевной, на капексы (капитальные расходы – Ред.) и инвесткредиты по льготным ставками. Сейчас «Союзмолоко» совместно с Минсельхозом собирает по отрасли информацию о проблемах в работе с банками и в целом данные о возникающих трудностях. Мы надеемся, что удастся решать их в оперативном порядке.

Каждая кризисная ситуация показывает насколько мы устойчивы, готовы думать не только об интересах своего бизнеса, но и сохранении каждой индустрии, и экономики в целом. Нам необходимо быстро реагировать на меняющиеся условия и, совместно с партнерами, стабилизировать свою отрасль рынка.

Бизнес PickPoint на текущий момента не претерпел существенных изменений. Мы продолжаем обеспечивать внутренний рынок России логистическими услугами. Да, на юг России с 25 февраля грузы доставляются с задержкой на 24 часа. При этом отправления не прекращены и сети выдачи доступны своим пользователям.

Мы надеемся на скорейшие положительные изменения, и при этом готовы к оперативному и качественному реагированию на любые новые условия. Мы проверили себя на прочность в период первой волны COVID-19 в 2020 году и теперь знаем о своих возможностях перестройки в состоянии неопределенности.

— Наши участники уже отмечают удорожание упаковки, сталкиваются с требованиями предоплаты со стороны европейских поставщиков и получают предупреждения о приостановке поставок или привязке услуг с пересчетом по текущему курсу евро при выставлении счетов.
— Курс валют продолжает расти и оказывать влияние на себестоимость производства продуктов питания. Ведь в различной доли валютная составляющая присутствует во всех технологических цепочках производства продовольствия.
— Не меньшее влияние на рынок оказывает изменение логистических путей.
— На данный момент бизнес находится в обсуждении дальнейших шагов: перестраивает бизнес-процессы, логистику, ищет новых партнеров и пытается сократить в очередной раз возросшие издержки, что в текущей ситуации ввиду различных экспериментов и нововведений, несущих дополнительные расходы, практически невозможно.
— Чтобы не допустить серьезного роста цен и обеспечить регулярное предложение продуктов питания на полке, рынку уже сейчас важно выработать справедливые условия поведения, при необходимости, включающие оперативную корректировку цен.