После объявления «частичной» мобилизации, за следующие две недели Россию покинули примерно 700 тыс. человек, написал Forbes. По данным Минобороны, число мобилизованных, прибывших в вооруженные силы России, уже превышает 200 тыс. человек.

MarketMedia поговорил с российскими ретейлерами о том, как последствия мобилизации отражаются на работе их компаний: сколько пришло повесток их сотрудникам, кого коснулась мобилизация, как сохранять рабочий настрой команды в нынешней ситуации и что будет со спросом и рынком труда дальше. Как выяснилось, тема мобилизации оказалась для рынка поистине табуированной — большинство компаний, которым задавался вопрос на эту тему, наотрез отказались ее комментировать, даже анонимно.

Кого мобилизуют
Судя по все же опрошенным MarketMedia представителям розничного бизнеса, военкоматы работают в стране активно — повестки пришли сотрудникам всех компаний, готовых общаться на эту тему. Но на фоне общего количества сотрудников ретейлеры пока не сильно почувствовали отток людей.

Так, по словам топ-менеджера одной из российский розничных сетей, из 3,5 тыс. сотрудников около 100 получили повестку, 30 из них уже на сборах, остальные не подошли.


«Многие готовы и сами отправится на фронт, не хотят уклоняться и считают, что на правой стороне, и нужно выполнять свой долг. Кого-то дома, может, раньше не пускали, а теперь официально нужно», — делится собеседник MarketMedia. Но есть и компании, чьи представители стараются обходить военкомат стороной. «После начала мобилизации я собрал сотрудников на совещание, мы обсудили все происходящее.

Люди приняли решение переходить на удаленку, спрятаться, переоформиться на другие юрлица, переехать жить на дачи. Никто и сам в военкомат не идет: люди говорят «лучше сядем, чем пойдем», — делится один из российских ретейлеров.


Немного легче ситуация обстоит в компаниях, где большинство сотрудников женщины — для них последствия мобилизации не ощущаются так остро. Что касается мужчин, повестки приходят как линейному персоналу, так и топ-менеджерам. Нет различий и по возрасту. А также по опыту, званию, военно-учетным специальностям.

«В нашей компании повестки получили около 20 человек. Среди них сотрудники старше 45 лет, топ-менеджеры. У меня сложилось ощущение, что в военкоматах творится полная неразбериха — люди с опытом службы повесток не получали, а ограниченно годных призывают. Моему сыну пришло аж три повестки. То ли у них там компьютеров нет, то ли учет ведется криво, видимо чье личное дело с полки упало первым, тому повестку и отправили», — делится источник MarketMedia на рынке.

В историю с бронью от мобилизации и формированием списка «критически важных для сохранения жизнедеятельности предприятия» сотрудников российские предприниматели не очень верят. Как поделился один из ретейлеров, никаких списков в профильное ведомство его компания не подавала. «Во-первых, страшно. Во-вторых, я считаю, что все это вранье», — убежден совладелец одной из розничных компаний, судя по опросу MarketMedia, не одинокий в своих суждениях.

Квартирники и ликбез
Мобилизация внесла ряд изменений в работу компаний. Во-первых, многие пошли сотрудникам навстречу и перевели их на удаленный режим работы. Во-вторых, кадры сейчас заняты оповещением сотрудников о том, что такое мобилизация и как к ней подготовиться. В некоторых компаниях проводят ликбезы по вопросу мобилизации, рассылают памятки, а чтобы успокоить людей, проводят тимбилдинги, поэтические вечера, гитарные квартирники, индивидуальную терапию.

«Со своей стороны, как работодатель, мы стараемся не допускать ситуации паники, проинформировали сотрудников о необходимых мерах, которые важно предпринять в текущей ситуации, и как нужно действовать, если им пришла повестка. Напоминаем сотрудникам, что самое главное сохранять психологическое здоровье, компания продолжает работать в штатном режиме и предоставлять услуги клиентам», — рассказывает о своем опыте Наталья Плясунова, директор по персоналу розничной сети «Счастливый взгляд».

Куда уезжают шеф-повара и рестораторы



На фоне новостей о мобилизации, ряд сотрудников розничных компаний приняли решение покинуть страну. «Только 12 человек приняли решение покинуть компанию по причине переезда в другую страну (линейный персонал, увольнений среди сотрудников офиса не было)», — рассказала Наталья Плясунова. «Мобилизация ударила по нашей компании и многие уехали. Также уехало несколько людей из топ-менеджмента. Все это вызывает огромное беспокойство и дестабилизирует операционную работу, — поделился на условиях анонимности совладелец одной из российских розничных сетей, — Мобилизация однозначно нанесёт урон нашей отрасли и экономике в целом. Мы примем всё возможные меры, чтобы минимизировать этот урон».

Ничего хорошего не будет
Все опрошенные MarketMedia представители российского ретейла сходятся на том, что мобилизация приведет к падению продаж и негативно скажется на спросе, а значит, на их бизнесе. «Недавно был на профильном деловом мероприятии, мы обсуждали планы развития, стратегии. Потом все вышли из зала, прочитали актуальные новости и спросили друг друга «а зачем мы сейчас все это обсуждали?». Есть ощущение, что ничего хорошего в ближайшее время в экономике не будет, а будет военное положение», — делится своей оценкой источник на рынке ретейла.

Проблемы ретейлеров столь велики, что даже Владимир Путин в начале октября обратил внимание на снижение розничных продаж в России. По его мнению, слабый потребительский спрос и падение продаж являются негативными тенденциями в экономике. Глава государства считает, что санкционное давление будет усиливаться и поэтому призвал правительство подготовить «гибкие, эффективные планы действий как на ближайшую, так и на среднесрочную перспективу».

Если с точки зрения спроса в продовольственном сегменте после объявления о мобилизации ничего не изменилось (как говорят ретейлеры, «будто бы ничего и не происходит»), то в непродовольственном сегменте ситуация другая. Один из собеседников MarketMedia, российский нонфуд ретейлер, после 21 сентября столкнулся с падением продаж в среднем на 20%. «Видим, что покупателям сейчас просто не до того. Помимо этого, кто-то уехал, кто-то прячется. Ждем продолжения падения выручки, но в меньшей степени. Для нас сейчас это весьма критично — октябрь, ноябрь и декабрь для магазина являются высоким сезоном», — делится ретейлер. Если прогноз сбудется, в компании признают — придется экономить. Например, не расширять штат, резать рекламные расходы, сокращать накладные расходы.

Есть план Б и у «Счастливого взгляда». На сегодняшний день выручка ретейлера позволяет сохранять рабочие места, оптимизацию в компании не планируют. Но если ситуация будет усугубляться, ретейлер готов оптимизировать затраты: закрывать убыточные салоны и те салоны, где арендодатели не будут готовы идти на встречу по аренде, а также оптимизированы те подразделения компании, которые в меньшей степени задействованы в бизнес-процессах в текущей ситуации.

Ждем повышения зарплат
С другой стороны, по словам одного из собеседников MarketMedia, последствия новости о мобилизации не будут преследовать розничный рынок вечно — люди не могут испытывать сильный стресс постоянно, и покупатели вернутся в магазины. «Не думаю, что массовый отьезд россиян также существенно отразится на розничном рынке — во-первых, количество уехавших со сравнению с оставшимися все равно капля в море. Во-вторых, я надеюсь, что люди будут возвращаться», — резюмирует ретейлер. Другой представитель российского непродовольственного сегмента более пессимистичен в своих оценках.

С 21 сентября его продажи упали на 25%, в следующем году он ждет падение продаж уже на 30-40% из-за сокращения числа платежеспособного населения в стране.


«Пока у всех сидит в голове дата 1 ноября. Есть ощущение, что если перетерпеть этот месяц, дальше будет легче. По крайней мере до Нового года. А что будет потом — загадывать сложно», — делится совладелец одной из торговых сетей.

Частичная мобилизация уже сказывается на рынке труда. Так, потенциальные работники ожидают повышения уровня заработной платы и не спешат откликаться на вакансии. «Ищем новых сотрудников в магазины, что сложно с учетом ситуации. Проблема в том, что розничные сотрудники надеются, что ситуация с трудоустройством будет лучше и не соглашаются. Другими словами, по факту персонал на рынке есть, но предложения он не принимает. Люди ждут, когда ставки поднимутся, зарплаты станут выше — ожидания продавцов сейчас не ниже 40 тыс. рублей, раньше речь шла про 25-32 тыс. рублей. Девушки соглашаются быстрее», — делится топ-менеджер одной из торговых сетей, работающих в России. По ее мнению, дефицита кадров на фоне мобилизации ждать не стоит, также как и роста зарплат. «Много приезжих из Украины, они готовы работать. На рост зарплат компания не пойдет точно», — уверяет собеседник MarketMedia.

«Лучше быть ниже радаров»: руководитель фудтех-компании о людях, бизнесе и перспективах