Уходящий год на рынке онлайн-торговли запомнился борьбой крупнейших интернет- магазинов — Wildberries, Ozon, Aliexpress, Goods.ru и др. — за рост выручки. Крупнейшие инвестиции в отрасль пришли от государственных банков.

FMCG-сети пошли в онлайн
Продуктовые ретейлеры начали активно осваивать онлайн. В частности, онлайн-магазин Perekrestok.ru, который X5 Retail Group запустила в 2017 году в Москве, а в 2018-м в Петербурге, в середине этого года вырвался на второе место по онлайн-продажам продуктов питания (за 9 месяцев 2019 года выручка составила 2,7 млрд рублей против 0,7 млрд рублей годом ранее). Для сравнения: годовой оборот лидера этого сегмента «Утконоса» составляет примерно 10 млрд рублей. На третьем месте по продажам продуктов питания в Интернете — Ozon (по итогам первого полугодия 2019 года (данных за 9 месяцев нет) выручка от продажи этих товаров составила около 1,3 млрд рублей (+140%).

Сеть «Глобус» начала в этом году доставку онлайн-заказов в некоторые районы Москвы. Полноценный интернет-магазин компания планирует открыть в 2020 году. «Лента» в декабре объявила, что начала доставлять продукты питания на дом в нескольких районах Москвы. Тестирование сервиса продлится до второго квартала 2020 года.

Независимый эксперт рынка электронной торговли Алексей Петровский отмечает, что в настоящее время рынок онлайн-торговли сформирован компаниями, продающими непродовольственные товары (одежда, обувь, электроника, бытовая техника, товары для дома и т.д.). Поэтому дальнейший рост рынка будет связан с активным освоением этого канала продуктовыми сетями, которые уже начали это делать в 2019 году. 

«Выручка «Магнита» — 1,2 трлн рублей, Х5 — 1,5 трлн рублей. То есть выручка каждой из этих компаний — это объем всего онлайн-рынка. Это огромные бегемоты, которые просыпаются и идут в онлайн. Продовольственные ретейлеры имеют в этом плане огромный потенциал и могут привести в онлайн большое число покупателей», — уверен Алексей Петровский.

Стагнация рынка трансграничной торговли
Также 2019 год ознаменовался снижением темпов роста трансграничной торговли: в 2016 году рост был 37% в денежном выражении, в 2017-м — 24%, в 2018-м — около 25%, по итогам 2019 года рост ожидается примерно на уровне последних 2 лет. Институт экономической политики имени Егора Гайдара оценил объем трансграничной торговли в России в 316 млрд рублей за 2018 год. 

Объем рынка e-commerce в России на фоне других стран слишком мал в объемах, по разным оценкам, он колеблется от 1,3 трлн до 2,2 трлн рублей ($20,9 млрд) и в общем обороте розничной торговли страны его доля всего лишь 5%. Для сравнения: объем рынка электронной торговли стран Евросоюза — $75 млрд, а доля e-commerce достигла 10%.

При этом российский рынок электронной коммерции считается одним из самых быстрорастущих в мире, наряду с рынками Мексики (самый быстрорастущий рынок в мире, +35% в 2019 году к 2018 году), Индии (+32%), Филиппин (+31%), Китая (+27%).



Инвесторы в надежде на перспективы российского рынка вкладывают огромные средства в онлайн-проекты. Сформировать лидера рынка хотят такие структуры, как Сбербанк и «Яндекс» (маркетплейс «Беру»), Alibaba, Mail.ru Group, «МегаФон» и Российский фонд прямых инвестиций (создают СП AliExpress Russia). 

Дополнительные инвестиции в размере 11 млрд рублей от своих основных акционеров АФК «Система» и фонда Baring Vostok привлек в этом году один из старейших и крупнейших интернет-магазинов Ozon. Деньги предоставлены на поддержание темпов роста Ozon, развитие ИТ и логистической инфраструктуры и расширение ассортимента, поясняли ранее в интернет-компании.

Сколько составит объем рынка онлайн-торговли к 2023 году и кто из инвесторов вкладывал средства в онлайн-рынок, можно посмотреть здесь.



По прогнозу экспертов, интернет-магазины компании Ozon, Wildberries и «Беру» продолжат жертвовать не только маржей и комиссией, но и рентабельностью в целом, теряя деньги на каждой доставке, чтобы захватить как можно большую долю рынка. А сформировавшиеся инвестгруппы, владеющие интернет-проектами, продолжат и дальше вливать дополнительные средства в развитие своих проектов.   

Ну и нельзя не отметить, что все компании стараются сократить сроки доставки. Некоторые сервисы (продуктов питания) уже начинают доставлять за 20-30 минут.

MarketMedia публикует наиболее значимые события на рынке электронной торговли в 2019 году.


1. «Яндекс» и Сбербанк убили маркетплейс Bringly.ru
Bringly.ru — совместный проект с участием «Яндекса» и группы компаний Сбербанк, запущенный в октябре 2018 года в бета-версии. На онлайн-площадке можно было купить товары от зарубежных продавцов. Но она так и осталась в тестовой версии. В настоящее время на сайте висит объявление, что новые заказы больше не принимаются.

Планировалось, что Bringly будет работать по модели маркетплейса, на котором зарубежные магазины-партнеры будут размещать свои товары и платить с каждой продажи комиссию (размер не раскрывался). «Яндекс» и Сбербанк рассчитывали, что их маркетплейс сможет конкурировать с зарубежными интернет-магазинами.


2. Alibaba и Mail.ru Group закрыли сделку по AliExpress Russia
Alibaba Group, Mail.ru Group, «МегаФон» и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) официально закрыли сделку по созданию предприятия в сфере электронной коммерции AliExpress Russia.

Контрольным пакетом акций «AliExpress Россия» владеют российские структуры, а совет директоров включает представителей Alibaba Group, «МегаФона», Mail.ru Group и РФПИ.

Как сообщают компании, совет директоров совместного предприятия возглавил гендиректор Mail.ru Group Борис Добродеев. Управлять СП будут два гендиректора. Стороны назначили содиректорами главу «AliExpress Россия» Лю Вэя и первого заместителя генерального директора Mail.ru Group Дмитрия Сергеева.

Работа над созданием СП велась на протяжении всего 2018 года. Участники СП планируют создать компанию — лидера на российском рынке электронной коммерции. В этот проект планируется инвестировать около 100 млрд рублей.


3. Lamoda запустила функцию примерки кроссовок в дополненной реальности
Интернет-магазин Lamoda в августе запустил функцию примерки кроссовок в дополненной реальности. Этот сервис запущен совместно с белорусским стартапом Wannaby.

Пользователи мобильного приложения Lamoda могут с помощью технологии дополненной реальности «примерить» около 100 моделей мужских и женских кроссовок.

Перед тем как запустить сервис с белорусской компанией, Lamoda просмотрела шесть лучших в мире стартапов, имеющих этот сервис, но качество примерки российскую компанию не устроило.

В Lamoda рассчитывают, что виртуальная примерка поможет увеличить конверсию в категории кроссовок до 8-9% и сократит отказы после примерки перед их покупкой на 10-15%.

Wannaby впервые запустила свой сервис примерки обуви в дополненной реальности в январе 2019 года, когда компания выпустила приложение Wanna Kicks.


4. Wildberries стал мировым лидером по объему трафика среди онлайн-магазинов одежды
Крупнейший в России по выручке интернет-магазин Wildberries стал мировым лидером по объему трафика среди онлайн-магазинов одежды, по данным SimilarWeb.

В рейтинге Wildberries обошел H&M, Asos, Zara, а также турецкую платформу Trendyol. В топ-50 мировых интернет-магазинов попала Lamoda, заняв 15-е место.

По данным Similarweb, в марте 2019 года аудитория Wildberries выросла по сравнению с предыдущим месяцем на 17,1% и составила 66,92 млн посетителей в месяц. Второе место заняла H&M, у нее было 69,32 млн посетителей. При этом динамика роста числа посетителей H&M превышает показатели российского онлайн-ретейлера почти на 4% и составляет 20,93%.

В среднем пользователь проводит на сайте Wildberries порядка 13 минут, которые тратит на посещение 18 различных страниц интернет-магазина.



5. Снижен порог беспошлинного ввоза посылок
До 2019 года на посылки, доставляемые из зарубежных интернет-магазинов в Россию для личного пользования, действовал лимит беспошлинного ввоза в 1000 евро и 31 кг веса в календарный месяц. Стоимость доставки входит в таможенную стоимость.

С 1 января 2020 года планка будет снижена еще — до 200 евро в месяц. В декабре 2019 года стало известно, что Минфин предлагает снизить стоимостной порог беспошлинного ввоза товаров из зарубежных интернет-магазинов в три этапа:
  • с 1 июля 2020 года — до 100 евро за посылку;
  • с 1 января 2021 года — до 50 евро;
  • с 1 января 2022 года — до 20 евро.


Минфин это объяснил тем, что в последние годы в России активно растут объемы трансграничной торговли. При этом зарубежные интернет-магазины не уплачивают НДС и ввозные таможенные пошлины, таким образом, российские компании поставлены в неравные условия по сравнению с зарубежными игроками.



6. Правительство разрешило продажу ювелирных изделий
В конце ноября 2019 года правительство РФ наконец-то разрешило интернет-торговлю драгоценностями. Дистанционно торговать ювелирными изделиями можно будет при соблюдении двух требований: обязательная сертификация драгоценных камней и наличие пробирного клейма на каждом изделии из драгоценного металла.

Существующие правила, ограничивающие дистанционную торговлю драгоценностями, работали с 1992 года. Тогда был подписан указ с перечнем товаров, свободная реализация которых запрещена дистанционно, в него попали изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней. Однако ретейлеры пользовались пробелами в законодательстве и продавали ювелирные изделия через Интернет.

Профессиональное сообщество неоднократно обращалось в Минфин России с просьбой исключить изделия из драгоценных металлов и камней из перечня видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых через интернет-магазины была запрещена. Легализовать торговлю ювелирными изделиями планировали еще к 2017 году, но законопроект долго корректировался, вносились различные поправки.


7. Забастовка курьеров Ozon
В Петербурге 5-6 октября бастовала часть курьеров интернет-магазина Ozon. Они отказались выходить на работу до тех пор, пока не будут выполнены их требования. Курьеры были недовольны неправильным начислением заработной платы.

По данным «Фонтанки», бастующие жаловались на то, что им незаконно урезали зарплату. Летом компания поменяла систему, рассчитывающую бонусы. К моменту забастовки уже третий месяц в этой системе происходили сбои. В результате работники недополучили от 5 тыс. до 15 тыс.

Письмо было подписано 80 курьерами, примерно столько пришло на встречу с руководством Ozon. По итогам переговоров курьеры приняли решение о создании профсоюза. Были сформированы списки требований, без выполнения которых сотрудники не намерены выходить на работу, писал интернет-портал E-pepper.ru.