Девелоперы торговых центров России, опрошенные MarketMedia, довольно сдержанно комментируют влияние коронавируса на свою работу. Многие просто отказываются общаться, ссылаясь на негативный информационный фон и быстрое изменение ситуации. А те, кто решился поговорить, в основном рассказывают о мерах, принятых для безопасности покупателей и персонала, — дезинфекции, отмене массовых мероприятий, и подтверждают рост спроса на товары первой необходимости и средства защиты здоровья. Все стараются сохранять хладнокровие. Но как будет развиваться ситуация дальше — никто предсказать не берется. Все надеются на лучшее, но готовятся к худшему.
Сегодня мы адаптируемся к новым условиям работы. Все наши ТРК предпринимают усиленные профилактические меры для снижения возможных рисков, связанных с распространением вируса. Мы находимся в ежедневном диалоге с проверяющими инстанциями Роспотребнадзора для принятия своевременных дополнительных мер. Конечно, многое сейчас зависит еще от бдительности самих людей — наших сотрудников, арендаторов, посетителей. Бизнес должен сохранять спокойствие и «холодную голову» для обеспечения равновесия. Мы перенесли многие маркетинговые мероприятия для покупателей на более поздний срок, ведем индивидуальные переговоры с арендаторами о необходимых мерах поддержки бизнеса. В последние выходные был рост посещаемости, сказался наплыв посетителей за покупками «первой необходимости». Смотрим за динамикой ежедневно, «гречку не закупаем», всем нужно сохранять устойчивость.
По моим наблюдениям, трафик в ТРЦ упал даже визуально. Причем он начал падать именно в конце прошлой недели. До момента, пока в информационном пространстве не появились официальные заявления о серьезности ситуации с вирусом и предпринимаемых государством мерах, основная масса людей не ограничивала себя в походах по магазинам. Поэтому еще до середины недели можно было наблюдать плюс-минус стандартную посещаемость (небольшой спад после гендерных праздников). Но уже к концу недели пошел отток. Думаю, наконец-то информация о серьезности ситуации достигла массового сознания. При этом подозреваю, что основным драйвером роста последней недели являлась продуктовая розница — люди ринулись в ТРЦ, чтобы запастись необходимым на случай возможного карантина. Но управляющие компании увидят полную картину и смогут провести полноценный анализ ситуации только в начале следующего месяца, когда придут данные по товарообороту от всех арендаторов.
Ориентируясь на опыт европейских стран, уверен, следующая неделя будет хуже. Даже если законодательно ТРЦ и не будут закрыты (как во многих странах Европы). Из-за мер, предпринимаемых государством, у населения уменьшится активность вне дома. В этой парадигме ТРЦ, как любое общественное место, окажется зоной повышенной опасности. Даже якоря (помимо продуктовой розницы) не смогут выполнять свои функции по привлечению потока посетителей. Уже известно, что крупнейшие кинодистрибьюторы отказались от релизов новых фильмов в кинотеатрах в ближайшие несколько месяцев. Детский развлекательный сегмент также не сможет работать на увеличение трафика, поскольку родители будут стараться избегать таких мест, напуганные официальными рекомендациями о закрытии учебных заведений. Что будет с fashion-розницей? В условиях, когда у потребителя возникает выбор между покупкой впрок жизненно необходимых товаров и новым предметом гардероба, — результат, мне кажется, совершенно очевиден.
Первыми отреагировали якоря: рынок уже знает о письмах Inditex и LPP о том, что компании могут закрыть свои магазины в случае драматичного развития ситуации. Многие девелоперы получили письма от сетевых компаний, которые из-за кризисов последних лет привыкли заранее начинать переговоры и обозначать свою позицию. Посыпался бизнес туристических агентств, которые тоже работают в ТРЦ.
Думаю, на текущий момент никто из участников рынка не понимает всей глубины, на которую рынок может опуститься. При этом надо признать, что девелоперский бизнес совершенно не гибкий в силу многих факторов (наличие кредитных обязательств, многоступенчатая система принятия решений, удаленность объектов в регионах от центра принятия решений в Москве и т.д.).
С учетом высокой скорости реализации негативных сценариев нужно вначале дождаться дна и уже на основании полной информации принимать решения по финансовой поддержке арендаторов. По достижении дна ситуация будет требовать исключительно ручного управления. Нужно будет анализировать показатели каждого бизнеса по совокупности факторов (привлекательность для ТРЦ, финансовая стабильность, общая дисциплина по оплате арендной платы и других платежей, уровень закредитованности и т.д.). Очевидно, что сохранить всех арендаторов не сможет ни один ТРЦ, поэтому, чтобы бессмысленно не терять в доходности, нужно будет максимально поддержать тех, кто сможет пережить этот кризис. Ключевой вопрос, на который каждому девелоперу нужно
будет ответить, — если мы сейчас потеряем конкретного арендатора, сможем ли мы заменить его без потери доходности в ближайшее время и с сохранением качественного tenant-mix.
Однако без уверенности, что государство поддержит бизнес, например, снижением налогов, как это декларируется в Европе, девелоперы не могут взять на себя все бремя кассового разрыва у арендаторов.
На текущий момент УК важно обозначить свою позицию по готовности быть в диалоге и поддерживать арендаторов в тот момент, когда это будет нужно.
Наверное, впервые за все годы развития рынка девелопмента фраза «мы все в одной лодке» оказалась не красивым оборотом, а суровой реальностью и для девелоперов, и для арендаторов.
Во всех наших торговых центрах спада посещаемости мы пока не наблюдаем. Все объекты — сеть ТРК VEGAS, сеть гипермаркетов «Твой Дом», премиальный торговый центр «Крокус Сити Молл» — продолжают работать в соответствии с обычным расписанием. Рекомендации Роспотребнадзора от 10 марта «О мерах по профилактике новой инфекции» на наших объектах выполняются в полном объеме. Конечно, в зависимости от развития ситуации и продолжительности напряжения экономический фон может меняться. Но пока делать выводы преждевременно.
Как будут развиваться события — никто не предскажет. Однако мы точно знаем, что рано или поздно начнется восстановление ситуации. И именно к восстановлению необходимо начинать готовиться уже сейчас. Как показал опыт кризисов 2008 и 2014 годов, по окончании периода лихорадки быстрее всего восстанавливались те объекты, которым удалось сохранить пул арендаторов. В первую очередь якорных, капиталоемких и концептуальных и трафикообразующих. Именно на них необходимо сосредоточить ресурсы, которые ТРЦ может направить на помощь магазинам. А вот если арендатор на конец 2019 года уже чувствовал себя не очень хорошо, то лучше не тратить на него ни время, ни ресурсы. В прошлые кризисы нам очень помогло ранжирование арендаторов по степени влияния на их бизнес кризисных факторов. К примеру, в 2008 году за скидками приходили абсолютно все. При этом мы же понимаем, что, например, аптеки практически не теряют в товарообороте (а сегодня еще и выигрывают), а вот зависимые от поставок из-за границы сети сильно проседают. Подготовка к наплыву запросов арендаторов позволит управляющим компаниям сохранить холодную голову и оперативно принимать решения о необходимых мерах помощи тому или иному партнеру.
С затяжного кризиса 2014 года торговые центры научились гибко выстраивать взаимоотношения с арендаторами. В прошлый кризис девелоперы выбрали поступательную тактику дисконтирования, фиксируя скидку на 3 месяца и пересматривая условия по их итогам. Сейчас ТЦ занимают в основном выжидательную позицию. Конечно, мы рекомендуем всем владельцам ТЦ быть в оперативном контакте с арендаторами и поддержать их максимально. Скидка на время падения продаж или отмена аренды на время простоя — это только самые очевидные меры, а существует и много других. Мы, например, уже думаем о том, как активировать продажи, когда эпидемия и паника пройдут, как вернуть людей.
Все опасаются глобального экономического кризиса и его затяжного воздействия на экономику России. Но бизнес в России еще не вышел из посткризисной стагнации после 2014 года. Навыки антикризисного менеджмента у нас достаточно развиты. Это дает надежду на то, что этот период, если наступит, пройдет для нас мягче, чем для многих европейских коллег.
В российской ментальности заложено реагировать на проблему в момент, когда пули свистят над головой и жареный петух уже клюнул. Сегодня торговые центры, и далеко не все и не везде, обсуждают сценарии развития ситуации в коммерческом контексте. Проще говоря, что делать и когда арендаторы попросят скидки. Некоторые крупные ретейлеры уже оповестили управляющие компании о кризисе спроса и предлагают сделать послабления по аренде. Важно отметить, что формально использовать закрепленный договором форс- мажор будет возможно только в случае официально объявленного властями карантина. Жители Москвы и Петербурга первыми начинают реагировать на угрозу, и в первую очередь опираясь на информацию из других стран, полученную от друзей и знакомых, которые там проживают. Несмотря на то что маски и антисептики уже в дефиците, судя по повышенному ажиотажу в гипермаркетах на некоторые категории товаров, складывается ощущение, что первейшая защита от вируса — это туалетная бумага и гречка. Возможно, русские знают какой-то секрет! Учитывая депрессивную риторику вокруг ситуации с гипермаркетами в последний год, вирусный ажиотаж, возможно, переиграет ситуацию в пользу крупных ретейлеров.
Все объекты группы компаний «Киевская площадь» работают в штатном режиме. Показатели ежедневной проходимости находятся не ниже уровня аналогичного периода прошлого года. На объектах принимаются все профилактические меры, направленные на обеспечение безопасности посетителей, арендаторов, продавцов и сотрудников. Во всех зданиях установлены дозаторы с антисептиком, проводится дополнительная обработка лифтов, перил эскалаторов, дверных ручек. Работники фуд-кортов обслуживают клиентов в масках и проводят дополнительную дезинфекцию столов, поверхностей и посуды.
Мы ввели профилактические меры, такие как обработка вентиляционных камер, туалетов и мест общего пользования, усилили обходы по санузлам — проверяем наличие средств гигиены и чистоты. По нашим данным, большую эффективность дает обработка поручней, ручек, кранов и унитазов в ТЦ. Кроме того, мы в большом количестве закупили антисептик. Сейчас его, кстати, трудно найти. Кроме того, мы снимаем видеоролик о мерах предосторожности (соблюдении гигиены и т.д.) для демонстрации на экранах ТЦ и пару раз в час даем объявления о том, какие меры предпринимает ТЦ для того, чтобы предотвратить возможность заражения посетителей. На посещаемость молла в мартовские праздники коронавирус не повлиял. Как обычно, посещаемость была очень высокой. В прошедшие выходные посещаемость ТРЦ «Торговый квартал» в Клину осталась на прежнем высоком уровне, а счетчики ТРЦ «Торговый квартал» в Домодедово зафиксировали снижение посещаемости на 3-5%. Я связываю это с традиционным спадом после праздника 8 Марта.
Существенных изменений в динамике посещений торгово-развлекательных центров, которыми управляет SRV, мы пока не заметили. Но мы предполагаем, что ситуация может измениться в любое время, поэтому готовим комплекс мер (опираясь на опыт наших финских коллег), который позволит нам уменьшить вероятные негативные последствия. Мы будем сокращать до минимума все маркетинговые акции, рекламу и мероприятия, которые были запланированы в торгово-развлекательных центрах и сфокусируемся на онлайн форматах взаимодействия с аудиторией. Это позволит сэкономить. Также концерн SRV оптимизирует расходы внутри торгово-развлекательных центров, осуществляет мониторинг текущих затрат. Также мы понимаем, что не всем арендаторам удастся сохранить привычные объёмы продаж. Поэтому с каждым из них будем работать индивидуально.
Основной риск для ТРЦ в сложившейся ситуации, безусловно — это снижение объёмов трафика и, как следствие, изменение пула арендаторов и вероятный пересмотр лизинговых стратегий. Но для SRV всегда было важно, чтобы покупатель ощущал себя безопасно и комфортно в наших ТРЦ. Мы вводим дополнительные меры по дезинфекции помещений и отдельных поверхностей, устанавливаем дезинфицирующие установки, делаем все, чтобы люди не собирались большими группами в небольших пространствах.
Мы сохраняем оптимизм и разумное отношение к ситуации, действуем в рамках, предусмотренных законодательством, понимая, что в сложные периоды зачастую рождаются замечательные, уникальные решения. Уверены, что в ближайшее время на рынке появятся новые инструменты, направленные на новый формат потребления.