ТК More Mall в городе Ханчжоу

ТК More Mall в городе ХанчжоуФото предоставлено пресс-службой

1. Пятилетка Alibaba Group
Новый исполнительный председатель Alibaba Group Дэниэл Чжан в ходе выступления на ежегодном Дне инвестора раскрыл планы компании на ближайшие 5 лет. В официальном сообщении компании говорится, что к концу 2024 финансового года компания планирует ежегодно обслуживать в Китае 1 млрд активных пользователей и достичь общего товарооборота $1,4 трлн в год. В настоящее время у компании 730 млн активных пользователей в Китае и 130 млн — в других странах. Кроме того, платежной системой AliPay пользуются 900 млн человек.

Дэниэл Чжан отметил, что в развитых регионах Китая проникновение розничных маркетплейсов Alibaba составляет 85%. При этом в менее развитых частях страны этот показатель значительно ниже — 40%. Именно за счет развития там компания планирует увеличивать свою клиентскую базу. К 2036 году Alibaba рассчитывает обслуживать 2 млрд клиентов, поддерживать 10 млн малых и средних предприятий и поучаствовать в создании 100 млн рабочих мест.

Напомним, что Дэниэл Чжан стал исполнительным председателем Alibaba Group 10 сентября, после отставки основателя компании Джека Ма.

О том, чему российские ретейлеры учатся у Alibaba Group, читайте здесь.





Вход в магазин GO Sport в торговом центре
Вход в магазин GO Sport в торговом центреcommons.wikimedia.org

2. Польская покупка «Спортмастера»
Один из крупнейших российских ретейлеров спортивных товаров «Спортмастер» приобрел польскую сеть магазинов Go Sport Polska. Как пишут «Ведомости» со ссылкой на сообщение компании, сделку закрыла головная компания «Спортмастера» — сингапурская Sportmaster Operations. Она приобрела 34 магазина Go Sport Polska общей площадью 37 тыс. м2. Продавцом выступила французская Go Sport Group.

Первое время купленные магазины продолжат работать под брендом Go Sport, а позже перейдут под бренд «Спортмастер». Их ассортимент будет состоять из товаров глобальных спортивных брендов и собственных торговых марок «Спортмастера».

Президент Go Sport Group Филипп Фавр выразил надежду, что любители спорта и активного отдыха в Польше от изменений только выиграют — увидят новые подходы к формированию коллекций, всего ассортимента, увидят обновленные магазины.

В настоящее время «Спортмастер» владеет примерно 500 магазинами в России, Белоруссии, Украине, Казахстане и Китае. Кроме того, компания управляет сетями Columbia и Skechers по франшизе в России.

Топ-10 магазинов спортивных товаров в России можно посмотреть здесь.





Дмитрий Медведев, председатель Правительства РФ
Дмитрий Медведев, председатель Правительства РФpremier.gov.ru

3. Общепит по новым правилам
Премьер-министр России Дмитрий Медведев выступил с поручением пересмотреть действующие санитарно-эпидемиологические правила и нормы, регулирующие деятельность кафе и ресторанов. Дискуссия о необходимости пересмотра правил началась вскоре после конфликта Роспотребнадзора с сетью семейных ресторанов «Андерсон», пишет РБК.

Ранее Дмитрий Медведев заявлял, что сфера общественного питания в России изобилует избыточными требованиями. По словам премьера, необходимо упростить жизнь представителям отрасли в рамках механизма «регуляторной гильотины» к 1 февраля 2020 года. Ожидается, что в бизнесе должны быть созданы прозрачные правила игры, которые защитят потребителя и «не задушат бизнес».

Новая модель регулирования работы кафе и ресторанов, в рамках которой контроль за их работой со стороны надзорных органов будет ограничен, с начала 2020 года будет тестироваться в трех регионах: Москве, Калининградской области и Республике Татарстан.

Изменения должны коснуться не только правил работы заведений общественного питания, но и санкций в случае их нарушений. В частности, сроки приостановки деятельности кафе и ресторанов из-за серьезных нарушений должны быть снижены с 90 до 10 дней. Многие из 200 действующих требований СанПиН, за нарушение которых заведение может быть закрыто, сегодня признаются устаревшими.

О замене устаревших нормативов в общепите на «Белую книгу» читайте здесь.





4. «Магнит» сокращает СТМ
Торговая сеть «Магнит» в 3 раза сократит число собственных торговых марок (СТМ), сообщает РБК. В конце 2018 года «Магнит» продавал 3,6 тыс. товарных позиций под 69 собственными брендами, большинство из которых пользовались слабым спросом. С 2020 года «Магнит» планирует сократить число СТМ до 26, а товаров под этими марками — до 1 тыс. При этом СТМ будут представлены в трех сегментах: эконом, средний и премиум. Первыми товарами под СТМ в дорогом сегменте будут орехи, консервы, снеки и сыры. Кроме того, ретейлер запустит линейку товаров для поддержания здорового образа жизни.

«Мы переосмыслили всю линейку СТМ и привели ее в соответствие с ожиданиями покупателей и реалиями рынка», — прокомментировал президент и гендиректор «Магнита» Ян Дюннинг.

В результате этих изменений в компании ждут увеличения доли СТМ в выручке до 20%. По итогам 2018 года этот показатель составлял 8%.

Как «Магнит» выстраивает систему СТМ и собирается зарабатывать на продаже данных, читайте здесь.





Дмитрий Костыгин, совладелец компании «Юлмарт»
Дмитрий Костыгин, совладелец компании «Юлмарт»Фото предоставлено пресс-службой

5. ВТБ переходит на личности
ВТБ потребовал личного банкротства совладельца онлайн-ретейлера «Юлмарт» Дмитрия Костыгина. Как сообщил «Ъ», банк подал в суд заявление о личном банкротстве бизнесмена, выступавшего поручителем по кредиту на 650,8 млн рублей, который ВТБ выдал НАО «Юлмарт». Вернуть эту сумму в 2017 году предпринимателя обязал Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга. В октябре 2018 года на Кипре по запросу ВТБ арестовали активы Дмитрия Костыгина, которые он, по мнению банка, передал Инне Мейер, чтобы скрыть их от кредиторов. Инна Мейер — жена бизнес-партнера Костыгина Августа Мейера — получила 79% кипрской Kohuhu Enterprises Limited, владеющей частью сети «Дикая орхидея», а также 51% холдинговой компании группы «Рив Гош» Polnamon Trading & Investments Limited.


Интервью с Дмитрием Костыгиным читайте здесь.





Распределительный центр Wildberries
Распределительный центр WildberriesФото предоставлено пресс-службой

6. Wildberries откроет хаб
Крупнейший онлайн-ретейлер России Wildberries откроет в Европе логистический хаб за 200 млн евро. Об этом в рамках межправительственной комиссии между Россией и Словакией рассказали глава Минпромторга Денис Мантуров и основательница Wildberries Татьяна Бакальчук, сообщило «РИА Новости». Проект будет реализован в течение 5 лет. Общая площадь хаба составит 300 тыс. м2. «В рамках проекта будет создано более 15 тыс. рабочих мест в Словакии. Думаю, это придаст дополнительный положительный импульс двусторонней торговле между странами», — указал Денис Мантуров.

«Мы рекомендовали Wildberries обратиться в словацкое агентство Sario, которое помогает инвесторам, желающим закрепиться на словацком рынке, и им могут дать консультацию по этому вопросу. Конечно, министерство экономики поддержит этот проект», — заявил глава Минэкономики Словакии Петер Жига.

А Татьяна Бакальчук рассказала, что задача компании состоит в выходе на европейский рынок. В течение 5 лет оборот хаба может составить 200 млрд рублей. «99% словацкого бизнеса — малые и средние предприятия, что соотносится с профилем Wildberries. Первые продажи начнутся уже в этом году, а на закладку строительства логистического центра уйдет год-полтора», — заключила Татьяна Бакальчук.

Мнение Татьяны Бакальчук о сотрудничестве с Минпромторгом можно прочитать здесь.





Сервировка стола в ресторане
Сервировка стола в ресторанеД.Грозный

7. Покушали на 1 трлн
Оборот российского общепита за 8 месяцев 2019 года превысил 1 трлн рублей. Об этом сообщил «Прайм» со ссылкой на данные Росстата. С января по август 2019 года оборот российских предприятий общепита увеличился в сопоставимых ценах на 4,8%, до 1,042 трлн рублей. В августе этот показатель увеличился в годовом выражении на 3,6%, до 141,7 млрд рублей. По сравнению с июлем 2019 года рост составил 3,7%. «Данные уточнены по итогам ежеквартальных обследований малых предприятий и организаций, средняя численность работников которых не превышает 15 человек, не относящихся к субъектам малого предпринимательства. Кроме того, учтены изменения, внесенные респондентами в ранее предоставленные данные», — добавили в Росстате. Напомним, что в январе-августе 2018 года российский рынок общепита рос медленнее — на 4,1%, до 954,7 млрд рублей.


Почему все больше ресторанов в утренние часы превращаются в коворкинги, читайте здесь.





8. Ювелиры в Интернете
Китайская торговая площадка AliExpress начала продавать в России ювелирные изделия. Как сообщил «Ъ», на маркетплейсе Tmall появились товары российских ювелирных сетей Sunlight и Sokolov. В настоящее время ассортимент насчитывает более 10 тыс. позиций, в том числе изделия из золота, серебра и драгоценных камней. Осуществлять доставку будут сами продавцы с помощью «крупнейших курьерских сервисов».

Гендиректор AliExpress в России Лю Вэй отметил, что бижутерия пользуется у россиян «огромным спросом» при заказе из-за границы. Он добавил, что теперь AliExpress может стать одним из «пионеров в онлайн-продажах ювелирных изделий». В настоящее время в российском законодательстве существует правовая коллизия относительно онлайн-торговли ювелирными изделиями. Изданный в 1992 году указ президента запрещает свободную реализацию изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, однако согласно Гражданскому кодексу такие ограничения могут устанавливаться только законом, а не указом. Кроме того, в законе «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 1998 года подобного запрета не содержится.

Из-за этого у участников рынка существуют разногласия о возможности дистанционной торговли. Некоторые компании, в том числе «Адамас», Sunlight, «Бронницкий ювелир», Wildberries и Ozon, торгуют ювелирными изделиями через Интернет, а ряд других отказывается от этого из-за возможных юридических последствий.

В настоящее время Минфин работает над разрешением этой коллизии и легализацией онлайн-торговли ювелирными изделиями. Ожидается, что работа завершится до конца 2019 года.


О главных проблемах ювелирного ретейла читайте здесь.






9. Моллы ускоряются
Темпы ввода новых торговых центров в России за 9 месяцев года выросли в 6 раз. Как сообщил «Ъ» со ссылкой на данные «Магазина магазинов», с начала года в России ввели 14 новых торговых центров общей площадью 315 тыс. м2. По сравнению с аналогичным периодом 2018 года этот показатель вырос в 6 раз. Почти половина (47,5%) от этого предложения пришлось на Москву, где за три квартала ввели 150 тыс. м2. За первые 9 месяцев 2018 года в столице не открыли ни одного нового торгового центра. По данным «Магазина магазинов», до конца года в регионах откроются объекты площадью 175 тыс. м2. В Москве прирост составит 226 тыс. м2. В Knight Frank отметили, что уровень вакантности в Москве в последнем квартале сократился на 0,5% как относительно третьего квартала 2018 года, так и относительно второго квартала 2019 года. По итогам третьего квартала 2019 года этот показатель оказался на уровне 6,6%. К концу года эксперты прогнозируют рост пустых площадей до 7,7%, что на 0,7% больше, чем в конце 2018 года.

Почему опять по всей стране горят моллы, читайте здесь.





Продукты из санкционного списка на столе
Продукты из санкционного списка на столеАрхив «ММ»

10. В 100 раз меньше санкционки
За первое полугодие 2019 года на территорию России ввезли 31 тыс. т продукции из «санкционных» стран. Для сравнения: в 2013 году объем рынка оценивался в 3,4 млн т. Таким образом, объем поставок сократился более чем в 100 раз, сообщил Интерфакс. Данные со ссылкой на Минэкономразвития приводятся в докладе правительства президенту Владимиру Путину по выполнению указа о продлении санкций в отношении ряда стран на срок до конца 2020 года. Стоимость импортированной в Россию продукции за 6 лет снизилась с $5 млрд до $226 млн.
В то же время из-за сокращения поставок из стран ЕС, ряда государств Европы, США, Канады, Японии и др. были увеличены объемы поставок из других государств. В частности, из стран СНГ — в 2,2 раза, из стран Африки — на 25%, из стран Юго-Восточной Азии — на 12%. Больше всего увеличились поставки из Сербии — в 5 раз. При этом объем ввозимых товаров из стран Латинской Америки сократился на 4,3%, из стран Ближнего Востока — на 19,8%.

Топ-10 продуктовых сетей можно посмотреть здесь.