За последние дни в России было три крупных пожара в торговых комплексах. 19 сентября огонь охватил 700 м2 торгово-развлекательного центра «Гранд Парк» в Грозном. В администрации торгового центра сообщили, что пожар начался в отделе электротехники. Ранее прокуратура выявила там семь нарушений пожарной безопасности и даже возбудила административное дело. Окончательный вывод о причинах возгорания будет сделан после завершения пожарно-технической экспертизы, на которую отводится 10 дней. По данным регионального МЧС, в результате происшествия никто не пострадал.

Два дня спустя произошел сильный пожар в крупном торговом центре Владивостока «Максим» на площади 1,5 тыс. м2. Произошло частичное обрушение конструкций здания. К счастью, также никто не пострадал, но 160 арендаторов понесли серьезные убытки. По одной из версий, причиной пожара стал взрыв баллона с газом в одном из кафе торгового центра. Проводится доследственная проверка.

А сегодня утром пожарные расчеты тушили огонь в двухэтажном торговой центре Нижневартовска, в Ханты-Мансийском округе. Огонь охватил 900 м2 здания, обрушилась кровля. Пострадавших, к счастью, нет. По одной из предварительных версий пожар возник из-за проблем с электропроводкой (очевидцы видели, как дымил и искрил щиток). В деталях происшествия разберется следствие.

MarketMedia попросил девелоперов, ретейлеров, управляющих и брокеров торговых центров поделиться мыслями о причинах частых пожаров в торговых объектах страны. Если коротко, то основных причин три — воровство, разгильдяйство и несчастный случай. Это значит, что все мы в группе риска. И никто не знает, где полыхнет в следующий раз. 

Что будет, если контроль за строительством ТРК  вернут государственному пожарному надзору, читайте здесь.



У меня есть печальный опыт погорельца. Если помните, прошлой зимой сгорел в Пятигорске мой фуд-маркет «Кухни мира». Могу сказать, что избежать пожара невозможно. Это стихия. Пожары происходят по всей земле, и не только в торговой недвижимости. И риск потерять имущество в огне есть всегда. Почему сгорели «Кухни мира»? Официальная версия — искры с мангала. Строили объект без нарушений с соблюдением всех нормативов. Он был застрахован. Но страховку я уже почти год не могу получить — компания не желает ее выплачивать. Я сужусь со страховщиком, но дело затягивается. На объекте было множество разных комиссий. И все эксперты мне доказывают, что я сам во всем виноват. Отчасти это может быть и так. Но реальность такова, что противопожарных требований к любому объекту так много, что их на 100% невозможно выполнить. Всегда есть возможность к чему-то придраться. Так что страховка — не панацея.

После трагедии в Кемерово стало ясно, что мы должны пересмотреть все наши системы пожарной безопасности во всех магазинах. Именно в этот момент директора нашей сети поняли, что больше не могут игнорировать внутреннюю коррупцию. Дело в том, что многие наши магазины были построены по сговору директоров, и в некоторых из них системы пожарной безопасности отсутствовали вообще, а в других спринклеры (англ. sprinkler — ороситель, разбрызгиватель) не были подключены к водоснабжению или система не работала. Я настоял на том, чтобы мы немедленно провели ревизию всех магазинов. На это были выделены деньги. Аудит обнаружил множество структурных недостатков в магазинах сети и в Москве, и за пределами столицы. Я попросил директоров закрыть проблемные торговые объекты, чтобы мы могли начать немедленные работы, все исправить и сделать их безопасными. Но они не желали слушать и не хотели ничего делать. Наша сеть — совершенно коррумпированная компания. Даже топы воруют или берут взятки. Некоторые из них были уволены на моих глазах.

Пожар в ТЦ «Максим» во Владивостоке уничтожил наш магазин. Хороший повод поговорить про страховки. Слава богу, никто не пострадал — это самое главное, остальное наживное. Почему-то один из самых популярных вопросов ко мне по поводу этого пожара: «Ну хоть товар был застрахован?» Такое впечатление, что вопрошающие не понимают суть страховки или не дружат с математикой. Смысл страхования в том, что есть маловероятное, но очень неприятное событие, и вы, чтобы как-то смягчить его последствия, начинаете откладывать денежку на черный день заранее. Страховые компании поступают иначе: они берут у вас отложенную денежку, но взамен, за счет того, что работают с большим количеством опасающихся пожара людей, могут выплатить страховку сразу. Фактически они усредняют риск на всех клиентов. При этом страховая компания не занимается благотворительностью — зарабатывают они на том, что для клиентов оценивают риск «сильнее», чем он есть на самом деле. Когда, на мой взгляд, точно не нужно страховаться. Во-первых, если последствия ЧП для вас не так критичны. Я бы, например, по доброй воле не стал страховать машину. Во-вторых, когда вы сами можете распределить риск. Это как раз случай DNS. У нас сейчас 1800 магазинов. Поэтому, если мы сами просто отложим 0,1% с остатка каждого магазина, это будет в разы эффективнее любой страховой компании. А еще можно вспомнить, что корпоративные страховки — это очень коррумпированный рынок. Мне кажется, что откаты там еще более распространенная тема, чем в рекламе. Плюс есть еще менеджерский момент. Для меня фраза: «Слава богу, у нас было все застраховано» — часто означает: «Я менеджер балбес, боюсь ответственности и не дружу с математикой». Настоящий менеджер не пытается прикрыться страховкой, а работает над минимизацией риска!

Эти пожары — абсолютно прогнозируемый итог устаревания торговых центров, введенных в строй более 10 лет назад. Когда они стареют, они не только концептуально не соответствуют современным реалиям рынка, но еще появляется необходимость постоянно мониторить техническое состояние здания. Но именно эта статья расходов зачастую подвергается сокращению в период падения общей доходности проекта. Также многое зависит от управляющей компании, которая задействована в комплексе. Не секрет, что многие собственники, желая сэкономить на расходах, прибегают к услугам непрофессиональных компаний или формируют свои собственные УК, где размыты зоны ответственности. Между тем торговый центр — это сложный механизм, находящийся под давлением постоянного человеческого фактора. В таких условиях четкий регламент проверок и четкие правила работы дают возможность избежать печальных последствий.



Что говорили участники рынка торговой недвижимости в годовщину трагедии в «Зимней  вишне» читайте здесь.



Торговые центры — это очень сложные объекты, где действует много разных лиц и сосредоточено очень много горючих материалов. Пожаров не стало больше — просто так совпало, что на одной неделе случилось два больших пожара. Так бывает... Можно ли как-то уберечь ТЦ от огня? Тут один рецепт: строго соблюдать все нормы и правила. Регулярно все проверять. В том числе проверять проводку тепловизором и выполнять иные регламентные работы. Мы из-за случившихся пожаров никаких дополнительных мер безопасности применять не будем. Вообще, страховка магазинов, о которой из-за пожаров много говорят, для розничных сетей очевидно убыточна. Плата страховщикам намного больше, чем теоретически возможный ущерб.



Пожары в России не редкость, и происходят они далеко не только в торговых центрах. Дело в том, что в нашей стране низкий уровень соблюдения безопасности. Это равно касается строительных работ и, к примеру, использования бытовых приборов. Также причина в контроле за соблюдением безопасности. Пока в России присутствует коррупция, управленцы на многое закрывают глаза. Не секрет, что зачастую беды происходят из-за нарушений, которые моли бы быть предусмотрены заранее. Конечно, ситуации разные, но многое можно предотвратить еще до того, как это произошло. И хорошо, что на этот раз обошлось без жертв. Но эти пожары — очередные два повода задуматься над разумным контролем и правильным подходом к безопасности.



Как защитить торговые комплексы от огня читайте здесь.



В зданиях, которые специально спроектированы как торговые центры, совершенно другая концепция эвакуации и противопожарная система, чем в других типах недвижимости. Они устроены так, что их за короткое время может покинуть много людей. ТРЦ «Ривьера» спроектирован именно так. И по некоторым стандартам мы даже превосходим требования ГОСТа России. Поэтому мы имеем право располагать детские развлечения на третьем этаже. У нас в комплексе более 15 тыс. пожарных датчиков, более 20 тыс. спринклерных распылителей и специальные лестницы «атнипаника». Кроме того, у нас единственный ТРЦ, где есть специальное место для инвалидов — там они могут укрыться в случае пожара. Состояние противопожарных систем в других торговых центрах я не комментирую. Уберечь торговый центр от пожара можно, лишь постоянно тренируя управляющую компанию, охрану и арендаторов. Весь линейный персонал торгового центра должен знать, что ему делать в случае происшествия. У нас время реакции охраны на внештатную ситуацию не превышает 2 минут, а в течение 7 минут к нам приезжают пожарные наряды. Стоит отметить, что более 90% пожаров в торговых центрах находятся в зоне ответственности арендаторов. Поэтому необходимо тщательно и детально проверять работоспособность пожарных систем в арендованных помещениях. Арендаторы подчас даже не знают, что такое ручной пожарный извещатель и не умеют им пользоваться. Испытания следует проводить только в присутствии профильных сотрудников ТРЦ. Просто предоставить отчет недостаточно — их иногда покупают для сокращения затрат.



От каких рисков обычно страхуют торговые центры, читайте здесь.



Каждое ЧП в торговом центре происходит по каким-то своим причинам. И говорить о какой-то закономерности было бы неправильно. Но в России происшествий больше, чем в других странах. Можно предположить, что причина в управлении. Все отечественные кадры, от низа до самого верха, пропитаны исключительно потребительским отношением к делу. Люди начинают бизнес потому, что им просто нужны деньги. Это не созидание и не творчество. Сотрудники среднего звена боятся потерять работу и тоже не чувствуют себя хозяевами своего любимого дела. У нас все из страха, все через «авось прокатит» и «так сойдет». Мы, конечно, меняемся и растем над собой. Но есть объективные причины: многие здания и их отдельные системы устарели. Есть пожарные нормы, но не секрет, что далеко не все ТЦ их соблюдают. Если я даже в центре Москвы вижу проходы в торговых галереях, которые меньше одного метра, это значит, что на периферии на такие мелочи вообще никто не обращает внимание. А в момент ЧП эта «мелочь» может стоить кому-то жизни. Пока в нашей стране у людей не появится ответственность за других людей, пока мы не начнем думать об окружающих, порядка не будет.