Сегодня на российском рынке появился новый, и сразу довольно крупный розничный игрок. Еще и под руководством опытного профессионала - бывшего руководителя двух супергигантов «Пятерочки» и «Магнита» Ольги Наумовой. Три региональных компании ГК «Красный Яр», «Самбери» и ГК «Слата» объединились в «Восточный союз». Теперь у них централизованная стратегия развития, общий категорийный менеджмент, закупочная деятельность, развитие собственной торговой марки (СТМ) и онлайн-торговли, маркетинг, ИТ-решения, логистика и прочее. Кроме того, они будут использовать общую базу данных, совместно оптимизируют расходы на развитие, будут делиться лучшими бизнес-практиками, пишет РБК. MarketMedia попросил игроков рынка и экспертов поделиться своим мнением о перспективах нового ретейлера.
Я вижу два сценария развития ситуации – реалистичный и не очень. Первый̆ сценарий: взяли три актива, и объединили. Общих магазинов стало больше, новый игрок дороже трёх старых. В центральных регионах традиционные возможности развития у крупных ретейлеров уже исчерпаны, требуются новые и более тонкие настройки, способы коммуникации с потребителями. Но можно прирастать приобретением сетей в других регионах. По отдельности «Слата», «Красный Яр» и «Самбери» стоят мало, а объединившись они получают дополнительную стоимость. Все это приправляется VIP-менеджером Ольгой Наумовой.
Соответственно, по реалистичному сценарию, как мне кажется, их конечная цель просто выгодно продаться другому ретейлеру.
Второй̆ сценарий, более фантастический̆. Ольга Наумова, если потерпевшая не фиаско, то получившая некое недопонимание со стороны собственников сетей-лидеров, решила взять реванш. Она детально знает стандарты и регламенты, специфику работы в центральных регионах страны, она вполне может сделать крупного федерального игрока из этих трех компаний. Но это очень непростая задача. Если она бросит все свои ресурсы, соберет мега-профессиональную команду, чтобы продемонстрировать профессиональному сообществу всю свою состоятельность, может и получится неплохой̆ игрок. Но у регионов, где представлены «Слата», «Красный Яр» и «Самбери» есть своя специфика, они куда более малонаселенные, чем привычные для Наумовой СЗФО, ЦФО и ЮФО. Например, в Сибири и дальнем Востоке могут не сработать приемы освоения объемов через скидки и акции.
Плюс обычно такие комбинации не очень устойчивы, ведь всегда есть ведущий̆, а есть ведомые. Даже если Наумова станет ведущей, главное, чтобы три игрока между собой не переругались, не превратилось все в басню «Лебедь, Щука и Рак». Они развивались каждый по своему сценарию, им будет непросто достичь уровня сетей, входящих в топ-5 и топ-10.
Союзы уже возникали, но они, по серьезному говоря – разваливались. Основная сложность – координация сетей и формирование единого подхода.
Люди пытаются увеличить закупочную силу. Думаю, у них может получится существенно снизить цены при синхронном действии всех сетей. Но опять же, что мы называем существенным снижением? Тут у всех свои системы координат.
Интересное образование. Сети, вошедшие в союз, являются сильными даже по отдельности. Думаю, что действительно, могут возникнуть синергетические эффекты. Фигура Наумовой будет иметь ключевое значение. Любопытно, что в этом союзе компании обозначают свои географические притязания. Другими словами, «Самбери» не идет в Иркутск, а «Слата» на Дальний Восток. Желаем коллегам удачи. На наш продуктовый проект это никак не повлияет (компания DNS развивает магазины у дома «Квартет вкусов» - Ред.)
Все сети самодостаточные и успешные ретейл-компании. Зная собственников, скажу, что они строили свой бизнес непрерывно по 20 лет и более и вряд ли доверят полноту управления одному СЕО. Гипермаркеты «Самбери» — это не «Пятерочка». Этот формат она (Ольга Наумова – Ред.) не понимает и вряд ли Лев Волков (генеральный директор «Самбери» — Ред.) ей доверит полное управление. Управлять «Жигулями» и «КАМАЗом» - разная специализация.
В России нет примеров объединения сетей, кроме как сделки M&A, в мире так же. Объединение на уровне капитализации бизнесов не прозвучало, думаю до этого далеко.
Объединение в закупочный союз возможно, такой факт есть в СНСР (Союз независимых сетей России – Ред.). Мой прогноз — нет основы для реального скачка. Может Ольга и готовит их всех к поглощению.
Региональные розничные сети и отдельные магазины находятся сегодня в очень непростой ситуации. Ресурс, на котором выживали региональные лидеры ретейла –лояльность населения и возможность отпозиционироваться не бесконечен. Технологические преимущества и расширение экспансии федералов приводит к тому, что практически все заслуживающие внимания производители работают хотя бы с одним из федералов. А стратегия экономии и легкость переключения между магазинами в поисках выгоды снижает лояльность к бренду сети. Что делать регионалам для того, чтобы остаться на рынке?
Первый путь – уход в ниши. При этом ниши могут быть не только ассортиментные (специализированные магазины) или ценовые (жесткие дискаунтеры), но и ниши с точки зрения повышенного уровня сервиса, консультирования и т.д. Второй путь – как раз интеграция. Объединение ресурсов для оптимизации бизнес-процессов и внедрения инноваций – логичный шаг. Ранее это были различные закупочные союзы. Сегодня объединения закупочных сил недостаточно. Необходимо объединение возможностей для улучшения технологий во всех аспектах деятельности. Уже есть успешный пример - франшизная сеть «Хороший выбор». Думаю, «Восточный союз» возьмет на вооружение опыт «Хорошего выбора», дополнив его экспертизой и опытом Ольги Наумовой. Проект своевременный и, думаю, будет успешным.
Участники союза смогут повысить свою доходность. Это произойдет за счет двух факторов: улучшение условий закупки и снижение расходов. Уже от участников союза будет зависеть, как они будут использовать эти доходы: снизят цены, проведут массированное промо, вложат в развитие или погасят кредиты. Это уже вопрос стратегии. Нельзя сказать, что объединение в союз обязательно приведет к снижению цен.