Что происходит с рынком доставки? Он растет, да, темп снизился, но рост идёт. В 2021 г. объём рынка доставки составил 345 млрд. За первое полугодие 2022г., по данным «Яндекс Еды» ресторанов с доставкой выросли на 6%. При этом цены на блюда в среднем поднялись на 12%.

Москва и Петербург выросли за 2021г на 18%, а города с населением более 100 и 300 тысяч человек — на 74%, такая же пропорция роста сохраняется и в 2022 г. Что важно: спальные районы и окраины растут вдвое быстрее, в сравнении с центральными районами.

С анализом аудиторией сложнее, так как портрет клиента трансформируется с небывалой скоростью. Если ранее целевую аудиторию детально анализировали раз в год, то сейчас —каждый квартал. Очевидно, что средний чек и частота покупок в основной массе снижаются. Но сохраняется рост среднего чека в аудитории 44+.

Е-grocery в 2021г вырос по сравнению с предыдущим годом вдвое, до сентября этого года рост продолжался, но за счет новых форм и направлений (например, «Лента и «Сбермаркет» запустили доставку лекарств, «ВкусВилл» появился на платформе «Тинькофф»), при этом акцент на продукцию долгого хранения и на дискаунтеры, то есть на закупки впрок и выгодно.

Доставка из ресторана и игроки e-grocery имеют одну и ту же целевую аудиторию, частично закрывают одни и те же потребности людей, главная из которых — не готовить дома. Ассортимент e-grocery на 60% закрывает ассортимент доставок из ресторана, в этой конкурентной борьбе хорошо себя чувствуют дарк-китчены, специализирующиеся на пицце и суши.

Логично, не бодаться с мощными игроками Е-grocery за ЦА, а адаптироваться, отсюда и тренд на интеграцию ресторанов в ретейл.


Таким образом, вы выйдете за рамки доставки еды из ресторана и доставки как таковой.

СТМ сейчас выходят на большие масштабы. Хороший пример «Много Лосося»: 200 г. замороженного лосося на прилавках Х5, продаются за 799 рублей, в итоге объём закупки позволяет держать цену на основной продукт роллы. Примеров много. Группа компаний «Другие рестораны» из Ульяновска делает хинкали, хачапури для сети «ВкусВилл» и не только. Аркадий Новиков в этом году запускает линейку с пиццей для ретейла. Сырники от «Андерсон» на прилавках «Азбуки Вкуса» и оливье от «Шоколадницы» в «Пятерочке». Диверсификация бизнеса в направлении ретейла — тренд, который набирает оборот. В итоге границы foodtech, доставки из ресторана и e-grocery размываются.

Второй тренд — это широкий ассортимент. Даже в моноконцепции ассортимент необходимо расширять. 24% клиентов хотят максимально закрыть свои потребности в одном месте. Да-да, вы не ослышались: суши, пиццу и борща хотят в одном месте. Поэтому «Тануки» превратились в Tanuki Family, а к «Ёршу» добавили концепцию «Тvоя пицца». И все это, конечно, в одном удобном приложении. Еще один пример, «Дагестанская лавка» на рынках расширяет ассортимент за счет завтраков, заморозки, а также предлагают под СТМ чай и урбеч.

Приведу топ-5 блюд с максимальным темпом роста продаж: пицца, хинкали, том ям, хачапури, шашлык и люля-кебаб. 


И топ-5 кухонь, которые набирают оборот: греческая, кавказская, грузинская, турецкая и армянская. Судя по всему, дешёвая «узбечка» тоже имеет шансы выйти в топ.

Тренд, который лично я не могу понять — это доставка устриц. Проект Bluefin показал, что это возможно, и после этого в каждом городе миллионнике появилась своя доставка устриц. В «Яндекс.Еде» по поиску устрицы выходит более 30 предложений, год назад их было 5.

Ещё один тренд, который невозможно отрицать — тренд на растительное мясо. В доставке он пока представлен очень скромно, но посмотрите на ретейл: «Азбука Вкуса» запустила производство линейки Eat no meat. В «Магните» ежемесячный рост продаж растительного мяса 7-10%, при этом он происходит во всех сегментах одновременно.

Следующий тренд — на фуршетное и банкетное меню в доставке из ресторана. Здесь рестораны опять выступают в роли догоняющих, «ВкусВилл» ещё в прошлом году запустил проект «Праздник ВкусВилл», в ассортименте — тарталетки, брускетты, порционные салаты и т.д. По сути абсолютно ресторанное меню банкета. Количество запросов на доставку банкетов и фуршетов выросло в 2022 г. втрое. Кому смотреть в этом направлении? Ресторанам с ситуативный потреблением, у которых в пике продаж вечер и выходные. Для ресторанов премиум-сегмента — это тоже хороший вариант для развития доставки. Кроме того, они могут создавать второй «облачный» бренд на тех же производственных мощностях.

А теперь к сладкому, 39% клиентов раз в неделю покупают сладкое, и линейки десертов будут расширятся.

 Для информации, в чеках на доставку сладкое только за последний квартал выросло с 5,3% до 8,8% и более.


А вот и тренд пришедший из одной запрещённой соцсети — доставка целого торта за час. Ее уже успешно обкатали агрегаторы, а рестораны подхватили. Торт по кусочкам уже не выгодно, считаем маржу и работаем с высоким средним чеком.

Теперь, на заметку пивным ресторанам и пабам. Из той же социальной сети пришли и гастробоксы. Теперь это не просто ведро крылышек к пиву, а бокс с закусками к пиву на 4-6 персон. Гастробокс к воскресному завтраку, в дорогу, к белому вину, «запрещенка» и тд.

Пару лет назад читала лекцию «доставка из ресторана как диверсификация бизнеса», сейчас пора читать: «диверсификация доставки из ресторана, как необходимость», и тут основной и очевидный тренд отрасли — оптимизация. Невозможно развивать свою доставку не считая unit-экономику на каждый заказ.

Для этого необходимо развивать IT-направление, приложения и сайты, созданные на основе шаблонов позволяют лишь отрабатывать гипотезы. Поэтому уходим от «конструкторов» и делаем хорошие IT решения: это сайты доставки с динамичным меню и территориями, встроенной CRM-системой и чат-ботами для управления в моменте. Кстати, чат-боты в телеграме, вместо колл центра и сайта пока ново, но тоже наберёт обороты. В чат-боты перейдёт контроль на площадках агрегаторов за базовыми показателями качества и операционки.

В доставке из ресторанов начали цифровать логистику, цена и ценность курьера растет, отсюда прогноз загрузки, чаевые и соц рограммы: ремонт велосипедов, вода в жару и книги. «Яндекс.Еда», «ДеливериКлаб», «Бронибой» разработали единые принципы взаимодействия с курьерами, страхование и образовательные программы.
Резюмирую: доставка еды в коробочке — это только начало, впереди продажа продукта. То есть не только еды, но услуги в целом, IT-решений и команды. Необходимо изучать опыт E-commerce, адаптировать его и применять в доставке.

Лилия Ковальчук

Более 15 лет в ресторанном бизнесе, из которых 13 лет работает в доставке еды. Владелец консалтингового агентства Kallaba. Партнер платформы для контроля последней мили LastMile.so. Преподаватель Novikov Shool (курс «Сильная доставка»). Экс-руководитель службы доставки сетей «Шоколадница», «Кофе Хауз» и «Менза»