Упаковка – важный этап подготовки товара для отгрузки на маркетплейсы. От сохранности продукции зависит удовлетворенность покупателя, а значит рейтинг и доход продавца. При продаже косметики этому этапу рекомендуется уделять особое внимание, ведь бьюти-товары часто поставляются в стекле, подвержены воздействию перепадов температур и влаги.

Чтобы не было мучительно больно
Из-за явных нарушений в упаковке товар на складе могут попросту не принять. Тогда все ваши усилия и затраты на упаковку и транспортировку окажутся потраченными зря. Но хуже, если товар примут, но из-за несоответствующей упаковки, а в процессе поставки он прольется, помнется, разобьется.
Если после приемки окажется, что размер упаковки не соответствует указанным, то может последовать штраф. Также стоит помнить, что правила по упаковке товара существуют в первую очередь для защиты самого товара.
Строгие требования к упаковке – это не прихоть маркетплейсов, а сформированные на опыте сотен тысяч продавцов правила, помогающие минимизировать риски при поставке.

Бить или не бить
Упаковка — это часть контакта с покупателем, а распаковка может быть приятным клиентским опытом или же наоборот - разочаровывающим. При торговле на маркетплейсах недостаточно отгрузить товар на склад в его первоначальной, потребительской упаковке. Она не предназначена, чтобы защищать продукцию от падений и других механических повреждений, которые часто возникают во время доставки. Если оставить все как есть, скорее всего, клиент получит поврежденный товар, откажется от него и оставит негативный отзыв. Выход: готовить транспортировочный бокс. Он может представлять собой запаянную пупырчатую пленку или пакет с воздушными камерами. Если стеклянную тару, например, Wildberries, например, обязывает паковать в «пупырку», то с другими, хотя и хрупкими, товарами нет подобных обязательных требований. Некоторые селлеры, минимизируя расходы, принебрегают дополнительной упаковкой. При средней оптовой цене за пупырчатый пакет размером 20х40 см в 12 рублей себестоимость партии в 1000 шт увеличивается на 12 тыс. рублей. Это оправдывает вложения даже для товаров из эконом-сегмента. Но при больших объемах эту статью расходов можно все-таки минимизировать. Поскольку у нас уже есть штат сотрудников, занимающихся комплектацией, сборкой и упаковкой, мы перешли на собственноручное изготовление транспортировочных пакетов. Сотрудники нарезают пленку нужных размеров, упаковывают, заклеивают скотчем. Себестоимость таким образом удалось сократить до 5-7 рублей.

Вау-впечатление
Когда транспортный бокс распакован, у покупателя в руках оказывается собственно сам товар. Создать вау-впечатление поможет не стандартная гофрированная коробка, а подарочный бокс. Это создаст приятное ощущение праздника, а получение каждого следующего заказа клиент будет ждать с нетерпением.

Замена стандартной упаковки на подарочную также может стать способом расширения целевой аудитории. Косметику часто покупают в подарок, а заказ через маркетплейсы позволяет сделать презент адресату в другом городе, сэкономив на доставке. Мы сделали подарочную упаковку не дополнительной опцией или лимитированной серией, а всю продукцию пакуем в красивые коробки из плотного картона, с ложементами, в которых баночки, тубы и пузырьки смотрятся презентабельно, и с мотивирующими надписями – «Я люблю и любима», «Я самая привлекательная». Первые боксы были нежно-розового цвета. Наша аудитория взрослеет и расширяется, поэтому мы сделали ребрендинг, сменив цвета на минималистичную черно-белую гамму формата унисекс. Однако не всем производителям подойдет такой способ привлечения покупателей. Средняя стоимость одного бокса плотного картона с цветной, ламинированной печатью в зависимости от размеров, объемов заказа и поставщика – от 80 до 300 рублей.

Для косметического продукта, где большую часть себестоимости составляют активные ингредиенты, вкладываться в упаковку нерентабельно, если стоимость продукта для потребителя ниже 1500-2000 рублей. 


В противном случае покупатель рискует получить пустышку в красивой коробке и не вернется для повторного заказа.

Идентификация
Сейчас буду рассказывать про элементарные вещи, но строгое соблюдение этих правил сэкономит много денег. Требования разных маркетплейсов к маркировке могут отличаться, но по общим правилам каждый товар должен иметь свой уникальный штрихкод (баркод). Благодаря штрихкодам сотрудники складов и пунктов выдачи при помощи сканера идентифицируют товар.

Наклейкой баркодов селлер занимается самостоятельно. Поэтому важно знать несколько нюансов, которые позволят избежать путаницы.

Каждый заказ, который селлер отправляет в сортировочный центр или пункт приема, должен быть промаркирован специальной этикеткой. Она содержит штрихкод с информацией о товаре. Проблемы со штрихкодами чаще всего возникают у селлеров с похожим ассортиментом, которые занимаются продажей товаров от других поставщиков и производителей. Поступившие на склад товары от первого поставщика вносятся в базу маркетплейса. При приемке аналогичного товара от другого поставщика возникает риск возникновения путаницы, из-за которой товары теряются или покупатель получает не тот товар.

Объясню, почему так происходит. Селлер клеит штрихкод только на транспортировочную упаковку, оставляя на самом товаре штрихкод поставщика. Упаковка может порваться или сканер через тонкий полиэтилен считает старый штрихкод и на складе продукцию примут на счет другого поставщика или отправят в так называемую «обезличку», где найти свой товар и компенсировать убытки владельцу будет очень сложно или почти невозможно. У одного из сотрудников нашей команды, ранее работавшего в другой компании, был опыт, когда из-за ошибки другого селлера, на счет было зачислено несколько сотен единиц чужого товара. Эта ошибка несет проблемы обеим сторонам. Тому, кто принимает товар по ошибке, приходится изымать его из оборота, нести убытки по хранению его на складе до выяснения владельца.

Как избежать такой ситуации?

При продаже товара от производителя или поставщика важно переклеивать все штрихкоды: на самом продукте, упаковке, транспортировочной пленке.


Клеить товар посередине упаковки, а не на сгибе или шве, где есть вероятность заломов, потертостей.

Если селлер является производителем в одном лице, и других поставщиков его товаров нет, все равно стоит соблюдать несколько рекомендаций по наклейке штрихкодов. При работе с несколькими SKU (единица товара на складе), лучше маркировать товар в несколько подходов. Сначала распечатать шрихкоды для товаров одного артикула, затем для второго и так далее, пока весь товар не будет промаркирован То есть важно — не клеить баркоды одновременно на все позиции, иначе шанс допустить ошибку и перепутать коды сильно увеличивается.
Вести внутреннюю документацию про правила упаковки товара нужно любому селлеру, даже с небольшим ассортиментом и товарооборотом. Инструкцию можно разместить в системе внутреннего документооборота, чтобы сотрудники (особенно новые) знали, как маркируется товар и не допускали ошибок.

Не стоит экономить на этикетках. Самый дешевый вариант – обычная бумага. Ее придется вырезать, клеить на скотч. Это долгий процесс и непрактичный результат. Самоклеющаяся бумага чуть проще в обращении: распечатал на А4, отклеил каждую этикетку, наклеил на товар. Самый быстрый в работе и износостойкий вариант – термоэтикетки. Для работы с ними необходимо приобрести термопринтер. Лента в отличии от бумаги гораздо прочнее, значит, менее подвержена механическим воздействиям, перепадам температуры и влажности в процессе транспортировки.

Соблюдение рекомендаций по правильной упаковке для маркетплейсов помогает не только увеличению продаж в моменте, но и способствует выстраиванию долгосрочных отношений между селлером и покупателем, основанных на лояльности к бренду.