После начала специальной военной операции рестораторы замерли. На первой неделе сделки отдела продаж буквально встали на стоп. Представители общепита выжидали, что будет дальше и были не готовы принимать какие-либо решения о потенциальном сотрудничестве. В марте большое количество наших ресторанов-партнеров, которые только оправились после пандемии, стали массово закрываться. Больше всех жалко пионеров общепита, которые взяли кредит на развитие бизнеса осенью/зимой и не успели встать на ноги к весне 2022 года, так как закупочные цены выросли, покупательская способность упала, а в воздухе повисла неопределённость.

Внешние обстоятельства отбросили Chibbis на 1,5 года назад. На сегодняшний момент мы уже отрасли до показателей сентября 2021 года, но нам всё ещё есть, что навёрстывать.


Потому что Роскомнадзор заблокировал рекламу в Google, где у нас «замёрзли» 2,2 млн рублей, а также Facebook и Instagram. Для нас – это большой объем платного трафика, который трудно быстро компенсировать. Вместе с этим много рекламодателей ломанулись в VK и «Яндекс», что привело к увеличению стоимости клика, ухудшению конверсии и удорожанию заявок.

Но мы никогда не забрасывали наше сообщество в VK, наша аудитория там составляет 170 тыс. подписчиков, а отдельные конкурсные посты получают по 15 тыс. комментариев. Плюс ко всему, 70% всех наших заказов оформляют старые пользователи, поэтому мы не так сильно зависим от платного трафика. Но привлекать новых юзеров становится всё дороже.

В похожей ситуации оказались и рестораны. Как только всем стало понятно, что «кризис» – это надолго, рестораны стали активно подключаться к сервису сами, даже те, кто ранее нам неоднократно отказывал. Поскольку Chibbis – это такой же инструмент привлечения клиентов, как и другие рекламные каналы и сервисы контексной и таргетированной рекламы, которых бизнес лишился. Но с комиссией за результат, без вступительных взносов и с оплатой постфактум, что определённо удобно в столь непростые времена.

Ряд зарубежных IT-компаний, которые предоставляли нам софт, закончили свою деятельность в России. Нам экстренно пришлось искать альтернативные решения, которые всегда оказывались дороже. Мы потеряли два способа оплаты на сервисе - Google и Apple Pay, что привело к снижению доли онлайн оплат, но для нашего бизнеса эта потеря не критична.

Наши коллеги по-разному воспринимали ситуацию, девочки даже плакали, кто-то активно обсуждал политику дни напролёт, другие ребята отказывались работать в офисе и просились на удалёнку, потому что не хотели слушать споры про две страны.

Но самое плохое, что по компании быстро поползли слухи о возможных проблемах и сокращениях.


У нас работает 100+ менеджеров, большинство удалённо, но главный офис расположен в Архангельске.

Ещё в феврале у нас было четыре офиса в разных блоках здания и на разных этажах, но когда волнения в коллективе стали расти, я принял решение объединить три офиса в один большой опенспейс по соседству с моим кабинетом, чтобы каждый день видеть коллег и держать их в курсе событий. В итоге мы не уволили ни одного сотрудника. Даже не остановили найм. Так же мы индексировали зарплаты работникам Chibbis в Украине и Приднестровье, кого события коснулись больше всего.

Главной проблемой, с которой мы столкнулись, стали DDоS-атаки от группировки  IT Army of Ukraine.


Мы были в списке из пяти компаний, кто первыми попал под удар вместе с «Яндекс.Еда», Delivery Club, «Яндекс.Лавка» и «Сбермаркет». За семь лет работы при DDoS-атаках мы всегда справлялись своими силами. В этот раз мы не работали два дня и еще несколько дней испытывали проблемы, суммарно недополучив заказов на сумму примерно 20 млн рублей.

В спокойное время обычно компании гонятся за выручкой, а в кризис есть возможность взять паузу, перестать думать о бизнесе, чтобы подумать о бизнесе! И обычно оказывается, что есть расходы, которые можно относительно безболезненно урезать.

В итоге, сейчас мы занимаемся внутренней оптимизацией всех процессов:

·         остановили пошив новой формы, но не термосумок, т.к. доставить заказ без формы можно, а без сумки нет;

·         отказались от работы с PR, поскольку в СМИ сейчас повестка связана лишь с одной темой;

·         создали отдел по работе с действующими партнёрами, чтобы быть ближе к тем, кто с нами давно и регулярно держать с ними связь, помогая увеличить количество заказов по средствам разных активностей;

·         остановили производство обучающих материалов внутри компании; отказались от горячей линии поддержки клиентов, целиком переведя этот канал коммуникации в чат.

И самое ключевое – мы наращиваем объём денежных средств на счетах, чтобы быть готовыми в любой момент реинвестировать их обратно в бизнес, чтобы не оказаться в ситуации, когда нечем платить зарплату сотрудникам, если вдруг обстоятельства в стране ухудшатся. Вообще, считаем, что ничего сверхкритичного для нашей компании не произошло, но это не отменяет сам факт того, что нам как бизнесу из раза в раз нужно учиться не на своих ошибках, а разгребать «сюрпризы», которые тебе подкидывают со стороны.