MarketMedia и «Бизнес-клуб DP» организовали встречу предпринимателей и аналитиков, посвященную последним событиям в жизни страны и их влиянию на российский бизнес. Участники обсуждали последствия «спецоперации» в Украине для российской экономики, ее влияние на потребительский спрос, пытались делать прогнозы и проговаривали конкретные решения, которые стоит предпринимать компаниям прямо сейчас, чтобы устоять перед надвигающимся цунами.

Гнетущую атмосферу, царившую в зале, немного разбавил рассказ писателя Михаила Жванецкого «Навстречу кризису», который зачитал один из участников встречи. Но чем больше слушатели узнавали в монологе, написанном в 90-е годы, обстоятельства и новости последних дней, тем становилось еще более тоскливо. Выступающие пытались сравнить положение дел в стране с подобными сложными периодами в истории России. В итоге, мнения разделились – февраль-март 2022 года пока напоминает и 1998, и 1992 и 1917 год.

Бояться надо не инфляции
Большинство выступающих сошлись во мнении, что кризис этот никак нельзя называть экономическим, потому что он политический, нас ожидает обнищание населения, сложности в перестройке бизнеса в новых условиях и тяжелая политическая обстановка. Бизнес обеспокоен заявлениями о национализации имущества компаний, прекращающих работу в России, эмиграцией кадров и изоляцией России от остального мира.

Многие сетовали, что горизонт планирования стал минимальным, делать прогнозы и принимать радикальные решения в ситуации, когда все меняется ежедневно, становится бесполезной тратой времени. Еще сложнее пытаться подвергнуть анализу нерациональные поступки. По словам выступающих, как будет развиваться ситуация с экономикой зависит от того, насколько затянется спецоперация и чем она завершится, как другие страны будут далее на нее реагировать и как эти оба фактора повлияют на внутренние дела страны.

Первым картину нового мира обрисовал Иван Федяков, генеральный директор аналитического агентства INFOLine. Эксперт выделил две основные проблемы, с которыми предстоит разбираться российскому бизнесу. Это обесценивание национальной валюты вместе с запретом покупать иностранную валюту населению и разрыв производственных цепочек. «Сочетание этих двух факторов – колоссальная турбулентность», – признает Иван Федяков. По его словам, на многих производствах запасов компонентов, комплектующих и сырья может хватить не больше чем на несколько недель. Это приведет к остановке производственных предприятий, так как подавляющее большинство из них работает на европейском оборудовании и с использованием европейских компонентов.

К многолетним заявлениям правительства, призывающего бороться с инфляцией, Иван Федяков относится скептически – она не мешает росту экономики, а скорее наоборот, способствует потребительской активности. «Бороться надо не с инфляцией, бороться надо за доходы населения. В начале 2000-х мы наблюдали высокую инфляцию (25-45%), но это нисколько не мешало бизнесу и экономике развиваться (ВВП рос на 10-15% в год)», – обращает внимание аналитик. По мнению Ивана Федякова, следует ожидать индексации пенсий и зарплат, но больший кусок этого пирога достанется не торговым сетям, а банкам – правительство пойдет на этот шаг, чтобы поддержать банковскую систему и население смогло вернуть долги кредитным учреждениям.

Между кислых щей и КНДР
Бизнесмены обрисовали три возможных сценария развития ситуации. Первый подразумевает превращение России в аналоги КНР, КНДР и СССР, второй – радикальные изменения, третий – нестабильный режим «кислых щей», который мы видим сейчас и который продлится еще несколько месяцев. В строительном бизнесе ситуация усложняется традиционным превалированием доли ипотечных продаж в общем объеме сделок. В текущей непредсказуемой ситуации, не многие будут готовы рискнуть взять ипотеку по ставке 23-24%, убеждены игроки рынка. Они ожидают возвращение отношений по системе бартера (квартира за стройматериалы) и развитие производства.

Светлана Соколова, учредитель группы компании Mushrooms Creative Group, генеральный директор коммуникационного агентства MYGRIBS разобрала для аудитории ситуацию с соцсетями и рекламой. Уходящие Facebook и Instagram нам заменит VK, который в 2022 году с легкой руки Роскомнадзора обретет второе дыхание. По мнению Светланы Соколовой, в VK встроено множество интересных функций, приложений и опций по настройке рекламы.

Ну и не интернетом единым. Также второе дыхание обретет радио, e-mail рассылки, звонки по клиентской базе, наружная реклама и раздаточные материалы, флаеры и сэндвич-мены на улицах. Из-за растущей конкуренции и уменьшения числа игроков, реклама становится дороже. Что касается повестки для соцсетей, Светлана Соколова советует отказаться от безмерного позитива, быть осторожным в высказываниях, не затрагивать темы политики и религии и оперативно отслеживать реакцию своей аудитории.

Пора строить завод
Алексей Федоров, управляющий партнер сети «220 вольт» старался внести немного оптимизма и поделился позитивными новостями. По его словам, в нынешней кризисной ситуации правительство старается принимать решения молниеносно, работать эффективно и пытаться помочь бизнесу выкрутиться из ситуации. «Из кабинетов чиновников сейчас выходишь с ощущением, что получил полезную информацию и тебе помогли», – делится впечатлениями Алексей Федоров. Чтобы нивелировать риски и последствия спецоперации для бизнеса, спикер советует налаживать отношения с новыми поставщиками и обратить внимание на Иран и страны Средней Азии.

Слушатели задавали вопросы о выборе юрисдикции для ведения бизнеса, особенностях работы с Китаем, спрашивали, куда стоит сейчас вкладывать деньги и что будет с политикой ЦБ в отношении валюты. Участники встречи советовали предпринимателям сейчас обратить внимание на несколько вещей. Главное в кризис – следовать стратегии операционной эффективности.

Необходимо «сушиться» и максимально оптимизировать все затраты, сохранять ликвидность, снизить инвестиционную активность, заняться реструктуризацией кредитов, провести переговоры с арендодателями и попытаться договориться на «арендные каникулы». Заниматься диверсификацией сейчас не стоит – если новое направление провалиться, это создаст для бизнеса массу сложностей.

Что касается ниш, которые сейчас будут расти, участники напророчили успех предприятиям ВПК, на подъеме будут ритуальные услуги и ЧОПы. Алексей Федоров ожидает, что будет расти производство и советует всем заняться строительством заводов. «У чиновников стоят KPI на импортозамещение, замороженные проекты размораживаются, так что сейчас самое время открывать завод», – убежден Алексей Федоров.