О том, как хреново будет ресторанной сфере, сейчас пишут и говорят все. Почти со всеми согласен. Сформулировал те факторы, которые хоть как-то помогут держаться на плаву следующие пару месяцев.

1.Что людям делать с деньгами? Тратить сейчас практически не на что. Многие успели вложить свои деревянные в мебель, технику, машины, кто куда. Но дальше-то что? Отпуска обломались, к большим покупкам по новым ценам народ пока морально не готов, да и позакрывалось все. Валюту тоже не купить толком. Сидеть и смотреть на обесценивающиеся рубли смысла нет. Рублёвую зарплату люди продолжают получать, хлеб с гречкой и молоком сильно не подорожали, куда тратить остальное? Можно предположить, что доля затрат на питание вне дома увеличится в общем объеме расходов людей.

2. Сокращение вариантов для проведения досуга. Куда пойдём? Про кино на какое-то время можно забыть. Торговые центры тоже сдают позиции, как место времяпрепровождения. Бродить по рядам закрывшихся магазинов смысла никакого. Заведениям в ТЦ это безумно усложнит и так критическое положение, для городских же коллег это скорее плюс. Рестораны да концерты, куда еще ходить? Во всяком случае до тёплой погоды, когда начнут функционировать городские парки.

3. "Макдоналдс" и т.д. Куда-то же переместятся обороты "Мака" и закрывшихся вместе с ним сотоварищей. В больших городах это совсем немаленькие суммы, особенно если учесть и доставку тоже. Предположу, что заведения, расположенные рядом с закрывшимися "Маками", работающие в том же ценовом сегменте, могут ощутить вполне очевидный приток гостей.

4.Высвободившийся персонал. Все эти призакрывшиеся сети высвободили для рынка большое количество потенциальных сотрудников. Если у вас в заведении были реальные дыры, и вы, несмотря на все происходящее, не остановили поиск кандидатов, сейчас должно стать полегче. Сотрудники есть разные. От простых уборщиков из "Мака" до консультантов дорогих бутиков.


Как минимум тот невероятный рост ставок, который мы все наблюдали последние месяцы, должен остановиться.


5.Поскольку большинство сетевых иностранных компаний, приостанавливая работу в России, не приостановили выплату зарплаты своим сотрудникам (хотя многие и сократили), мы имеем приличное количество людей с деньгами и без дела. Это пусть и не слишком обеспеченная, но зачастую молодая и активная аудитория, которая может пополнить число гостей заведений с демократичной ценовой политикой.

6.Люди сняли огромное количество наличных. Кто-то поверил в новые сказочные банковские ставки и вернул обратно, кто-то нет.


Так или иначе, наличных на руках у людей достаточно, и они в скором времени потекут в магазины и рестораны.


Соотношение оплаты налом/безналом изменится. Тут вы и сами понимаете, как некоторые рестораны могут повернуть сей факт себе во благо. Категорически не призываю к противозаконным действиям. Наоборот, обращу свое внимание на события, которые происходят сейчас в области обеления ресторанной отрасли. На фоне всех ужасных событий эти новости пока отходят на второй план, но скажу, что всех главных игроков индустрии поочередно вызывали в налоговую на беседу. И беседовали так, что мы даже решили собраться и обсудить как жить дальше. Встреча уже прошла.

7. В смутное время потребность в общении у людей возрастает. Да, отменяются праздники, дни рождения, вечеринки, но необходимость встретиться, обсудить происходящее с друзьями возрастает. Просто невозможно находиться один на один с новостями.

Помогут ли эти семь соломинок пережить тот ураган, который надвигается на ресторанный рынок, мне не ведомо. Никто сейчас точно не скажет, какие будут последствия всех тех событий, которые происходят. И дело даже не в нашей отрасли, а в экономике страны в целом. Каким будет курс доллара? Какая будет инфляция? Насколько подорожают продукты из-за новых, менее оптимальных логистических цепочек и стран-посредников? Все это для меня полная загадка.

Мое отношение я сформулирую так. Любой кризис смывает более слабых. В зависимости от глубины, может быть с рынка уйдёт 10% заведений, а может и 80%, как знать?


Но даже если так, это всего лишь означает, что надо попасть в 20% лучших в своей категории, в своей нише, в своём районе, в своём формате. Быть чётче, эффективнее, гостеприимнее, атмосфернее.


И тогда гости из более слабых, закрывающихся заведений будут постепенно переходить к вам. Не надо бежать быстрее льва, надо бежать быстрее тех, кто вместе с вами бежит от этого льва.

Дмитрий Левицкий о том, почему рестораторы первыми идут под нож