О том, как хреново будет ресторанной сфере, сейчас пишут и говорят все. Почти со всеми согласен. Сформулировал те факторы, которые хоть как-то помогут держаться на плаву следующие пару месяцев.
1.Что людям делать с деньгами? Тратить сейчас практически не на что. Многие успели вложить свои деревянные в мебель, технику, машины, кто куда. Но дальше-то что? Отпуска обломались, к большим покупкам по новым ценам народ пока морально не готов, да и позакрывалось все. Валюту тоже не купить толком. Сидеть и смотреть на обесценивающиеся рубли смысла нет. Рублёвую зарплату люди продолжают получать, хлеб с гречкой и молоком сильно не подорожали, куда тратить остальное? Можно предположить, что доля затрат на питание вне дома увеличится в общем объеме расходов людей.
2. Сокращение вариантов для проведения досуга. Куда пойдём? Про кино на какое-то время можно забыть. Торговые центры тоже сдают позиции, как место времяпрепровождения. Бродить по рядам закрывшихся магазинов смысла никакого. Заведениям в ТЦ это безумно усложнит и так критическое положение, для городских же коллег это скорее плюс. Рестораны да концерты, куда еще ходить? Во всяком случае до тёплой погоды, когда начнут функционировать городские парки.
3. "Макдоналдс" и т.д. Куда-то же переместятся обороты "Мака" и закрывшихся вместе с ним сотоварищей. В больших городах это совсем немаленькие суммы, особенно если учесть и доставку тоже. Предположу, что заведения, расположенные рядом с закрывшимися "Маками", работающие в том же ценовом сегменте, могут ощутить вполне очевидный приток гостей.
4.Высвободившийся персонал. Все эти призакрывшиеся сети высвободили для рынка большое количество потенциальных сотрудников. Если у вас в заведении были реальные дыры, и вы, несмотря на все происходящее, не остановили поиск кандидатов, сейчас должно стать полегче. Сотрудники есть разные. От простых уборщиков из "Мака" до консультантов дорогих бутиков.
![](/local/templates/.default/img/quots.png)
Как минимум тот невероятный рост ставок, который мы все наблюдали последние месяцы, должен остановиться.
5.Поскольку большинство сетевых иностранных компаний, приостанавливая работу в России, не приостановили выплату зарплаты своим сотрудникам (хотя многие и сократили), мы имеем приличное количество людей с деньгами и без дела. Это пусть и не слишком обеспеченная, но зачастую молодая и активная аудитория, которая может пополнить число гостей заведений с демократичной ценовой политикой.
6.Люди сняли огромное количество наличных. Кто-то поверил в новые сказочные банковские ставки и вернул обратно, кто-то нет.
![](/local/templates/.default/img/quots.png)
Так или иначе, наличных на руках у людей достаточно, и они в скором времени потекут в магазины и рестораны.
Соотношение оплаты налом/безналом изменится. Тут вы и сами понимаете, как некоторые рестораны могут повернуть сей факт себе во благо. Категорически не призываю к противозаконным действиям. Наоборот, обращу свое внимание на события, которые происходят сейчас в области обеления ресторанной отрасли. На фоне всех ужасных событий эти новости пока отходят на второй план, но скажу, что всех главных игроков индустрии поочередно вызывали в налоговую на беседу. И беседовали так, что мы даже решили собраться и обсудить как жить дальше. Встреча уже прошла.
7. В смутное время потребность в общении у людей возрастает. Да, отменяются праздники, дни рождения, вечеринки, но необходимость встретиться, обсудить происходящее с друзьями возрастает. Просто невозможно находиться один на один с новостями.
Помогут ли эти семь соломинок пережить тот ураган, который надвигается на ресторанный рынок, мне не ведомо. Никто сейчас точно не скажет, какие будут последствия всех тех событий, которые происходят. И дело даже не в нашей отрасли, а в экономике страны в целом. Каким будет курс доллара? Какая будет инфляция? Насколько подорожают продукты из-за новых, менее оптимальных логистических цепочек и стран-посредников? Все это для меня полная загадка.
Мое отношение я сформулирую так. Любой кризис смывает более слабых. В зависимости от глубины, может быть с рынка уйдёт 10% заведений, а может и 80%, как знать?
![](/local/templates/.default/img/quots.png)
Но даже если так, это всего лишь означает, что надо попасть в 20% лучших в своей категории, в своей нише, в своём районе, в своём формате. Быть чётче, эффективнее, гостеприимнее, атмосфернее.
И тогда гости из более слабых, закрывающихся заведений будут постепенно переходить к вам. Не надо бежать быстрее льва, надо бежать быстрее тех, кто вместе с вами бежит от этого льва.