Появление продукции мировых брендов в онлайн-каталоге «ВкусВилла» (до этого сеть торговала только продукцией под СТМ — Ред.) в декабре прошлого года для одних покупателей стало приятным открытием, а у других вызвало недоумение. Но, как показало время, расширение ассортимента позволило сделать жизнь многих покупателей комфортнее и разнообразнее, а нам позволило улучшить бизнес-показатели.

Хочу вспомнить, с чего начиналась история «Супермаркета», о сложностях, которые встретились на пути, и познакомимся с продуктами, которые сейчас занимают лидирующие позиции.
Отправной точкой можно считать наше сотрудничество с партнерами. Мы начали понимать, что покупателям иногда удобно приобретать продукцию «ВкусВилл» не в наших магазинах. И как всегда решили отталкиваться от их потребностей. Переход покупателей в онлайн начинался еще 2018 году. Тогда мы задумались: «А почему бы нет? Почему бы не добавить продукцию «ВкусВилл» в ассортимент партнёров, чтобы всё покупалось в одной корзине? Добавили, и продукты начали успешно продаваться. К нам приходили отзывы, где покупатели рассказывали, что нравится удобство и нет потребности заказывать несколько доставок.


Когда мы начали активно развивать собственную доставку, для нас было естественным принятие решения об открытии собственных дарксторов. Причина проста — технически и физически осуществлять сборку заказов в магазинах было уже очень сложно из-за объемов. Но встал вопрос: а какого размера должен быть даркстор? И мы вспомнили прекрасную историю сотрудничества с партнерами, вспомнили про то, что покупателю удобно совершать все покупки в одном месте, поэтому расширили ассортимент, добавив мясную и рыбную витрины, зоотовары, канцелярию, аптеку и популярные бренды. Так собственно и возник «Супермаркет».

В ноябре 2020 года было принято решение об открытии первых дарксторов, а в декабре уже были первые поставки товаров для онлайн-полки «Супермаркет». Для быстрого ввода большого ассортимента мы пригласили в компанию людей с опытом работы именно с крупными брендами. Как итог, нам удалось за два месяца завести в ассортимент 4000 топовых позиций.

В начале, конечно, было много сложностей. Представьте, есть налаженная работа склада с большим количеством магазинов, выстроена работа с собственным СТМ и штрихкодами и пр. Но приходит проект «Супермаркет» и возникает масса проблем. Например, нечитабельные для нашей внутренней системы штрихкоды.

Было проделано очень много ручного труда и совершенно пересмотрено приложение. Например, до появления «Супермаркета» нам не нужен был фильтр по брендам, а теперь и этот вопрос стал актуальным.

Конечно, ещё поступали отзывы от покупателей, которые не понимали, с какой целью запущен проект. Приходилось объяснять, что мы не заставляем и не призываем покупать товары с онлайн-полки «Супермаркет». Фильтр, который показывает «только продукты «ВкусВилл», добавили в приложение в первую очередь. Поэтому если у покупателя нет желания смотреть на более широкий ассортимент, нажатие одной кнопки решает этот вопрос. Мы вообще старались продвигать проект максимально аккуратно. Те позиции, которые завели в ассортимент изначально, были либо максимально приближены к концепции «ВкусВилл», либо, наоборот, никак не затрагивали концепцию (к примеру, бытовая химия). После мы чуть расширили ассортимент, представив мясную гастрономию. И так постепенно начали внедрять продукты, которые, несмотря на концептуальные отличия, актуальны для покупателей.

При этом в ассортимент не попадает всё подряд. Есть принципиальные вещи, которые мы не готовы встраивать сейчас в ассортимент. Сейчас в ассортименте дарксторов представлено около 6000 SKU под ТМ «ВкусВилл» (вместе с проектами кафе, «ВкусВиллАйс» и т.д.) и примерно 4000 SKU от мировых брендов.

У нас существует 3 матрицы товаров «Супермаркет» для дарксторов:
1. Если дарксторы до 500 м2 ~ 1000 SKU
2. Если даркстор до 700 м2 ~ 2000 SKU
3. Больше 700 м2 ~ все 4000 SKU

Когда всё только начиналось, доля продаж товаров мировых брендов в деньгах была небольшой — около 5%. Из-за того, что дарксторы открывались шаг за шагом, люди узнавали об этом постепенно за счёт точечной рекламы. В январе 2021 года товары «Супермаркета» присутствовали в каждом 50-ом чеке, на текущий момент они есть в каждом 2 чеке. И это легко объяснить тем, что это удобно.

Изначально ассортимент выстраивали таким образом, чтобы максимально дополнить те категории, которые не очень активно представлены во «ВкусВилле», либо разнообразить каталог товарами, которые сильно зависят от бренда. Технологи на распределительных центрах подключаются к приемке партии, но именно в формате внешнего осмотра продукта, проверки упаковки и маркировки. Если говорить про состав продуктов, то их проверка полностью на бренде. На товары других брендов тоже можно оформить возврат, но только онлайн, так как эта категория представлена исключительно в интернет-магазине.

Сейчас ассортимент проекта «Супермаркет» представлен практически во всех наших 80 дарксторах, за исключением совсем маленьких, расположенных в регионах. Но мы стараемся оптимизировать их пространство так, чтобы получилось представить этот ассортимент везде.

Глобально логистика выстроена тем же путём через распределительные центры, но есть исключения. Например, нам комфортнее, чтобы икра приезжала сразу в даркстор.

Товары под другими брендами часто встречаются в нашем каталоге с хорошей скидкой. Кроме этого, они идут в зачёт суммы для некоторых акций и скидок. В магазинах «ВкусВилл» по-прежнему будут представлены только те позиции, которые соответствуют концепции. А работа с мировыми брендами будет выступать в роли подсказки в плане проработки нашего ассортимента.